Хотите стать настоящей акулой в глубоководном море закупок? Тогда эта волна успеха нашего клиента уже ждет вас! Надевайте подводные маски, начинаем погружение!
Закупки — одна из таких сфер, где ежедневно чувствуешь себя в эпицентре бушующего шторма. И хорошо, когда путеводитель эффективных закупок найден и успешно используется, а что делать, когда корабль верных решений потерял устойчивость или вообще отклонился от курса?!
С какими трудностями столкнулись?
Наш клиент — учреждение, которое несет ответственность за управление одним из городов РХ, в лице Евгении Александровны — специалиста по закупкам извлекло из глубин закупочных бутылку с посланием контролирующих органов о нарушениях, якобы совершенных нашим клиентом.
В Акте предписания было указано, что наш клиент на начальном этапе закупки указал недостоверную информацию об идентификационных номерах закупок (далее — ИКЗ) в проекте контрактов, приложенных к извещению о проведении электронных аукционов, — не указав ИКЗ в проекте контракта.
В случае отсутствия ИКЗ в одном из документов , где он должен быть указан, должностное лицо рискует быть оштрафовано. Перспектива, безусловно, не радужная. К тому же правомерность действий контролирующей инстанции вызывала у Евгении Александровны явные сомнения.
Но якорь в списке предписанных нарушений кидать рано.
В закупке «поставка легкового автомобиля» у заказчика не были установлены параметры эквивалентности — еще один камень преткновения в Акте предписания. В случае подтверждения нарушения клиенту также грозил хороший такой штраф.
И как раз на этом этапе, этапе предписаний, для клиента было критически важно доказать свою правоту, чтобы не попасть в водоворот процедур, связанных с выявлением нарушений и наложением штрафов.
Что помогло?
Ключевыми факторами успеха стали два важных аспекта: во-первых, это высокий статус Евгении Александровны как подводного эксперта в сфере закупок. Во-вторых, наличие системы «КонсультантПлюс» на рабочем столе Евгении Александровны, а также ее многолетний опыт работы с этой системой.
Будучи профессионалом своего дела, а специалист по закупкам это в первую очередь маркетолог, потом немного юрист, немного экономист, чуть-чуть бухгалтер, отчасти психолог, в некоторой степени хакер, сам себе секретарь и практически всегда аналитик и дипломат, Евгения Александровна изначально была не согласна с предписанием, оставалось только подготовить правовую доказательную базу для возражений.
Казалось бы, имея две главных составляющих фактора успеха, решение на поверхности!
Достаточно найти необходимый документ и организовать работу с ним. Раздел «Архив решений ФАС и УФАС» — как раз один из причалов, к которому можно пришвартоваться в поиске верных решений. Раздел содержит архив документов антимонопольных органов, включая решения, предписания и заключения Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) и ее региональных управлений. Архив также включает документы по нарушениям законодательства в сфере госзаказов, рекламы и злоупотреблений доминирующим положением. Это позволяет ознакомиться с актуальной административной практикой ФАС и планировать работу, избегая рисков и спорных ситуаций.
Еще одним пунктом назначения в поиске ответов на вопросы мог бы стать онлайн-банк «Архив решений судов общей юрисдикции» системы «КонсультантПлюс». Он содержит решения районных/городских судов и судов субъектов РФ всех регионов России. Перейти к материалам этого информационного банка можно по ссылке «Архивы судов» на стартовой странице системы в профиле «Специалист по закупкам».
А еще маяком, направляющим в море закупок и в поиске ответов, важных для избежания предписаний и штрафов, может стать обновленный сервис «ОКПД 2. Поиск особенностей закупок». Сервис поможет подобрать коды и условия для закупок по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, включает все позиции КТРУ и ЕСКЛП из ЕИС. Сервис упрощает поиск нормативов, связанных позиций и характеристик для закупок, сокращая ваше время.
Но, несмотря на имеющиеся у Евгении Александровны факторы успеха, в процесс поиска доказательной базы беспощадно вмешалось время, а точнее, его отсутствие.
Будучи опытным пользователем системы «КонсультантПлюс», Евгения Александровна знала, как ускорить результат, передав сигнал «sos» в Чат, встроенный в систему КонсультантПлюс. Сотрудник Чата за минимальное время подготовил максимальную полную и быструю подборку, используя в работе все вышеперечисленные инструменты в полном комплекте СПС «КонсультантПлюс», ту самую правовую базу, которая впоследствии помогла доказать неправомерность Акта, направленного нашему клиенту, и избежать штрафа!
Какой результат получили? Что бы было, если бы не нашли решение?
Евгения Александровна составила возражение на Акт, представив четкие, обоснованные и экспертно подготовленные аргументы:
1. По вопросу указания недостоверной информации об ИКЗ пояснила, что согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ ИКЗ указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Анализ правоприменительной практики показывает позицию ФАС и отмечает, что уполномоченный орган, который не указал в проекте контракта ИКЗ, не нарушает нормы Закона N 44-ФЗ, поскольку в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ ИКЗ указывается в муниципальном контракте при заключении и при внесении в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Уполномоченный орган не обязан указывать ИКЗ в проекте контракта, достаточно указать его в самом извещении.
2. По вопросу установления параметров эквивалентности в закупках: Заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в случае если требования к характеристикам приобретаемых товаров связаны с определением соответствия таких товаров потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении таких требований в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При описании объекта закупки для закупок, проводимых для государственных и муниципальных нужд, согласно Закону № 44-ФЗ, применение Каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) является обязательным. КТРУ систематизирует и стандартизирует названия и определения закупаемых товаров, работ и услуг, чтобы не происходило разночтений и манипуляций при поставке тех или иных товаров. Характеристики из КТРУ разработаны Минфином РФ таким образом, чтобы они соответствовали разным маркам, моделям и производителям товаров.
В случае если параметры эквивалентности не установлены, то эквивалентом может являться любой товар, соответствующий описанию. И Заказчик будет принимать решение о соответствии такого товара в момент его приемки.
В закупке «Поставка легкового автомобиля Посейдон 412 или эквивалент» у заказчика не были установлены параметры эквивалентности. Однако аукцион состоялся, на участие было подано 3 заявки, таким образом, ограничение конкуренции участников отсутствует. Во время приема заявок не поступило ни одного запроса о даче разъяснения документации о закупке, следовательно, описание объекта закупки составлено корректно и не ввело в заблуждение участников закупки.
Браво! Ноль баллов по шкале Бофорта, т.е. полный штиль и никакого волнения в правильности проведения данных закупок!
Но если бы наш клиент не обосновал свою правоту, то контролирующий орган мог бы пустить дальше ход предписаниям. А это значит, что скорее всего, нет, даже наверняка нашему клиенту по первому пункту предписаний выставили бы штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. — для юридического лица (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
По второму пункту: описание объекта закупки, включающее требования к товарным знакам, фирменным наименованиям, патентам и другим элементам, которые ограничивают количество участников, кроме разрешенных случаев, влечет за собой административный штраф для должностных лиц. Штраф составляет 1% начальной цены контракта, но не менее 10 тысяч и не более 50 тысяч рублей.
Такие штрафы явно не порадуют. Но нашему клиенту удалось убедительно доказать свою правоту и предотвратить значительные финансовые потери. Эта история наглядно показывает, как с помощью системы «КонсультантПлюс» можно эффективно сокращать время на решение задач, связанных с особенностями закупок. При помощи СПС «КонсультантПлюс» всегда можно найти необходимые решения, которые позволят доказывать свою правоту, минуя предписания и штрафы!
Получить БЕСПЛАТНЫЙ пробный доступ к КонсультантПлюс.
Заказать презентацию обновленного сервиса «ОКПД 2. Поиск особенностей закупок»
Не хватает навыков в самостоятельном поиске решений в СПС «КонсультантПлюс»? Пройти обучение!