«Укрупнять» лоты при госзакупках запретят
Правительство России получит возможность указывать конкретные требования к формированию лотов при госзакупках, чтобы государственные и муниципальные органы не могли их преднамеренно «укрупнять». Соответствующие поправки в 44-ФЗ, подготовленные Минэкономики, находятся на общественном обсуждении.
Заказчикам удобно объединять несколько позиций в один лот, однако это препятствует честной конкуренции и мешает МСП принимать участие в госзакупках.

 

При закупке товаров различных видов госзаказчик вправе изменить количество любого из них
Минэкономразвития считает: когда контракт предусматривает поставку нескольких позиций товара, количество продукции в соответствии с Законом N 44-ФЗ можно изменить и по отдельной позиции. Цену контракта при этом нельзя увеличить более чем на 10%.
Закон N 44-ФЗ позволяет сторонам контракта уменьшить или увеличить указанное в нем количество товара не более чем на 10%. Такая возможность должна быть установлена в документации о закупке и контракте. Основываясь на этих нормах, ведомство делает вывод, что допустимо изменить количество товаров отдельного вида и при закупке продукции в ассортименте.
По вопросу об изменении контракта на закупку товаров разных видов Минэкономразвития также указывало: Закон N 44-ФЗ не запрещает в рамках контракта увеличить количество товаров одного вида и одновременно уменьшить число других.
Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2476

 

Будут определены максимальные сроки расчетов по госконтрактам
Сегодня такое правило распространяется только МСП и СОНКО: с ними заказчик обязан рассчитаться в течение 30 дней с момента принятия работ. Также планируется установить сроки оплаты и для организаций с госучастием, работающих по 223-ФЗ.
Кабинету министров поручено закрепить административную ответственность для должностных лиц заказчика, нарушающих сроки расчетов, указанные в контракте. Помимо этого, рассматривается идея создания единых правил приемки товаров в рамках закупок компаний с госучастием.

 

Госзаказчик не вправе требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии
Вывод Минэкономразвития применим, когда заказчик может потребовать неустойку, например, если исполнитель допустил просрочку. Ранее ведомство считало, что заказчик вправе требовать от банка выплатить неустойку в рамках суммы гарантии, если в гарантии не предусмотрено иное.
Новую позицию министерство обосновало так. Банковская гарантия обеспечивает исполнение основного обязательства, неустойка по контракту таковым не является. Поэтому ее нельзя взыскать с банка за счет средств банковской гарантии. Ведомство ссылается на положения ГК РФ о банковской гарантии, которые утратили свою силу. Вместе с тем, новым выводом Минэкономразвития можно руководствоваться, так как действующее законодательство содержит аналогичные по смыслу нормы.
Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2160

 

Закупки по 223-ФЗ: заказчик может оценивать опыт участников по поставке нужного ему товара
Заказчик вправе установить в документации и положении о закупке любые критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе наличие у участников опыта в сфере поставки нужных заказчику товаров. Вывод следует из письма Минэкономразвития.
Важно, чтобы критерии оценки и сопоставления заявок, которые установит заказчик, не нарушали Закон о защите конкуренции. Он запрещает при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Среди запрещенных действий — предоставление преимущественных условий участия в закупке.
Письмо Минэкономразвития России от 14.09.2016 N Д28и-2344

 

Госзаказчик может досрочно оплатить работы, выполненные ранее указанного в контракте срока
Чтобы реализовать эту возможность, необходимо провести экспертизу выполненных досрочно работ и составить документ об их приемке. Так считает Минэкономразвития. Ведомство не пояснило, о какой экспертизе идет речь. Полагаем, достаточно той, которая по Закону N 44-ФЗ проводится для проверки результатов работ на соответствие условиям контракта. Чаще всего эту экспертизу выполняет сам заказчик и лишь иногда — привлеченные им сторонние эксперты.
Письмо Минэкономразвития России от 06.09.2016 N Д28и-2424

 

Госзаказчику нельзя проводить закупку только среди соцориентированных некоммерческих юрлиц
Заказчик ежегодно проводит закупки среди соцориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства. Участие иных лиц в закупке ограничивается. Из письма Минэкономразвития следует, что допускать к таким закупкам нужно обе названные категории участников, а не какую-то одну.
Ранее у ведомства была сходная точка зрения. Когда заказчик ограничивает количество участников закупки, ими могут быть обе категории: и субъекты малого предпринимательства (СМП), и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).
Письмо Минэкономразвития России от 08.08.2016 N Д28и-2175