ГлавнаяБаза знаний CBS6 сигналов о том, что компанию пора спасать

6 сигналов о том, что компанию пора спасать

Часто крах бизнеса становится для большинства сотрудников и руководителей полной неожиданностью

Когда вы с головой погружены в бизнес-процессы, сложно заметить то, что происходит в компании в целом. И очень часто крах бизнеса становится для большинства сотрудников и руководителей полной неожиданностью: «Ну вот как так-то? Всё же работало…»

По данным ФНС, в первой половине 2021 года 724 тысячи юрлиц и ИП прекратили свою деятельность.

Чтобы ваша компания не попала в печальную статистику, давайте разберёмся, какие сигналы буквально кричат о том, что её пора спасать.

На любом этапе жизненного цикла бизнес постоянно решает многочисленные проблемы. И первая из них — востребованность продукта. Готовы ли люди за него платить и дальше? 

Вторая задача со звёздочкой — привлечение и удержание клиентов. Умеете ли вы пополнять активную базу эффективней и дешевле, чем конкуренты? И чем крупнее бизнес, тем сложнее даются решения, особенно в условиях ограниченности ресурсов.

Одна ошибка тянет за собой другую —  и если их вовремя не заметить, то крах неизбежен. Правильно среагировать на сигнал бизнес-тревоги возможно только тогда, когда вы способны мыслить стратегически и владеете современными управленческими навыками

И вот 6 распространённых предпосылок к появлению больших проблем.

1. Мы сидим, а денежки идут.

Эта проблема диагностируется на уровне отдела продаж, когда план выполняется, но прорыва в доходах не происходит. Например, у компании есть крупные заказчики, которые приносят стабильно высокую прибыль, и этого менеджерам достаточно. 

Работа с новыми клиентами ведётся в режиме «позвонили-купили — хорошо, не позвонили-не купили — и ладно».

Решается разделением функций, когда часть команды трудится над поддержанием активности имеющейся базы, вторая — над её пополнением. И для каждого направления устанавливаются свои KPI.

2. Вот бы масштабироваться, но не знаем куда, поэтому не будем.

Часто бизнес катится по инерции, взяв на вооружение поговорку программистов: «Работает? Не трогай». Действительно, необходимости менять то, что хорошо себя показывает, не стоит. Но почему бы не выстроить на этом крепком фундаменте что-то ещё?

Не обязательно запускать сразу миллионные проекты. Тестируйте новые продуктовые линейки на фокус-группах, освойте инструменты growth-маркетинга и постоянно проверяйте гипотезы, набирайте T-shape специалистов, которые закроют сразу несколько направлений. 

3. Деньги есть, но вы держитесь. 

Бывает так, что обороты растут, но при этом, когда наступает время уплаты налогов или возникают форс-мажорные обстоятельства, приходится срочно изыскивать денежные средства. Это самый яркий показатель того, что финансовый учёт в компании ведётся неправильно. 

Планируйте поступления и отчисления, фиксируйте все затраты до копейки, анализируйте эффективность использования ресурсов и каналов продвижения — и будет бизнесу счастье. 

4. Мы длинной вереницей идём за Синей птицей.

Нет более сильной мотивации, чем достижение глобальной цели. Когда вся команда смотрит в одну сторону с собственниками компании и слаженно гребёт по сигналу, то лодка бизнеса неуклонно плывёт в заданном направлении. 

Объединить интересы всех сотрудников помогает корпоративная культура. Но, к сожалению, её внедрение часто принимает странные формы.

Вместо того, чтобы помочь персоналу проникнуться целями и ценностями компании, готовятся многотомные инструкции с требованиями к внешнему виду, поведению, защите данных, работе с мессенджерами и CRM-системами. 

Никто не говорит, что этого делать не нужно, но если на обучение и постоянное тестирование уходит больше времени, чем на работу, — пора бить тревогу.

Помимо недовольных откликов сотрудников, проблему можно диагностировать по процессу адаптации новичков. Если человек тратит первые недели испытательного срока на прочтение Положения о корпоративной культуре и многочисленных регламентов, а не на погружение в свой функционал — что-то явно идёт не так. 

5. Хорошие работники закончились.

Найти сотрудника, который быстро начнёт приносить пользу компании, сложно. Особенно если речь идёт о закрытии руководящей должности. Но если текучка возрастает — дело не в профессионализме кадров на рынке труда. А в чём?

Чтобы убедиться, что беда не в HR, используйте «засланного казачка» — человека, который попытается устроиться к вам на работу. Техника проверки узких бизнес-процессов «Тайный покупатель» давно хорошо себя зарекомендовала: проанализируйте тексты вакансий, общение с рекрутерами и процесс собеседований. 

Если же процесс подбора кадров налажен — проанализируйте, что происходит с новыми сотрудниками в первые недели работы. Возможно, есть проблемы, которые мы рассматривали в пункте выше, или новичком просто некому заниматься — и тогда нужно срочно переработать систему ввода в должность. Например, запустить обучение с погружением в рабочие ситуации

6. Есть только одна Истина в последней инстанции.

Как бы тяжело ни было собственнику или руководителю снимать с себя ответственность по отдельным направлениям, это делать необходимо. Мысль «мне быстрее сделать самому, чем объяснить, что нужно» стоит гнать как супернепродуктивную.

Вспоминайте почаще слова Стива Джобса:

Желание всё и вся держать под контролем лучше направить на установку реперных точек и проверку промежуточных результатов. Чем эффективней делегируются задачи, тем выше результаты. 

Резюмируем: чтобы компания уже в следующем году не попала в положение «Шеф, усё пропало», постоянно следите за ситуацией в службах продаж, кадров и финансов. 

Проверяйте процессы в компании на 6 сигналов, которые рассмотрели в статье, и тогда вы будете точно уверены, что бизнес ждёт исключительно светлое будущее. 

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School