ГлавнаяБаза знаний CBSКак (не) работать на удалёнке

Как (не) работать на удалёнке

Даем подсказки, которые помогут вернуть work-life balance, даже работая из дома.

Почему многие руководители настороженно относятся к удалённой работе, а то и вовсе ее недолюбливают? Потому что опасаются: сотрудники расслабятся, если их не контролировать, в том числе с помощью физического присутствия на расстоянии пары стен и кабинетов.

Не станем спорить, что опасения обоснованны: удалённая работа подходит не всем. Но те, кому она подходит, сталкиваются с неожиданной проблемой: они не умеют вовремя остановиться, психологически отключиться от работы, — в результате переутомляются, выгорают и действительно становятся неэффективными. 

Правда ли всё так плохо…

Недавно региональная американская телекомпания Cleveland TV запустила ежедневную мини-передачу под названием «Какой сегодня день?». Вы догадались правильно: она для удалённых сотрудников, которые так заработались, что уже не отличают пятницу от понедельника.

Что делать, если вы путаете день с ночью, забыли, как выглядят члены семьи, и уже страдаете от приступов гастрита, вызванных нерегулярными перекусами? Очевидный совет — составьте расписание работы / отдыха и придерживайтесь его. Звучит красиво, но помогает плохо. Ниже подсказки, которые на самом деле помогут вернуть work-life balance — даже работая из дома.

Празднуйте конец рабочего дня

Для этого ещё с утра ставьте будильник на то время, когда хотите завершить работу. Можно подстраховаться и добавить напоминание за полчаса до «момента Х» — чтобы зафиксировать успехи за день, составить список задач на следующий день, вежливо попрощаться с коллегами в рабочих чатах, рассортировать заметки и документы, прибраться на столе.

После звонка будильника дайте себе пару минут, чтобы завершить начатое, — и действительно устройте мини-праздник. Выпейте чашку чая, включите We are the champions или любую другую музыкальную композицию, разомните мышцы, потянитесь во все стороны. Если делаете это редко — разрешите себе 5-минутный серфинг в соцсетях или чтение книги (для чрезмерно занятых и сверх-продуктивных людей это уже праздник).

Назначайте себе встречу с собой в конце дня

Важно, чтобы она состоялась сразу после его окончании. Сходите на прогулку, в магазин за продуктами, в аптеку за аскорбинкой. Если найдете подходящее хобби, например, живопись на природе, выделять время для себя сразу после окончания рабочего дня будет психологически легче. Договоритесь о занятии с репетитором по английскому или организуйте скайп-встречу книжного клуба.

Покидайте «рабочее» пространство

Очевидно, это пространство себе сначала надо создать. Определитесь, где вы будете работать, и запретите себе использовать эту комнату или угол по другому назначению. Весь день проведя в «рабочем» пространстве, а потом покинув его, вы сможете без усилий переключиться на личную жизнь и семейные дела.

У выделенного под работу места есть и приятный бонус: оно помогает очертить физические границы с домочадцами. Если вы за «рабочим» столом, значит, вас нельзя беспокоить без веских причин.

Установите напоминания о перерывах

Давайте будем честны друг с другом и сами с собой: никто не работает 8-9 часов подряд. Да и незачем: продуктивность резко снижается уже после 2-3 часов напряжённой умственной работы. В офисе люди разговаривают друг с другом, обмениваются шутками у кулера, готовят себе кофе, отвечают на звонки домашних или звонят им сами.

То же касается удалённой работы. Несколько дней в «режиме нон-стоп» — и вы просто выгорите. Чтобы сохранить работоспособность и психическое здоровье, делайте перерывы. Главное — решить для себя, что они необходимы. Можно:

  • заносить несколько задач под названием «сделать перерыв» в список дел,
  • настроить напоминания на смартфон,
  • работать по методу Pomodoro (таймер в помощь).

Используйте «ритуалы»

Даже если у вас гибкий или непредсказуемый рабочий график, вам всё равно нужны подсказки, которые помогут переключаться между различными «состояниями» вашего дня: например, сосредоточиться на работе или, наоборот, «выдохнуть».

Примеры ритуалов для начала дня:

  • переодевание в «рабочую» одежду;
  • чашка кофе и просмотр списка дел;
  • бодрое приветствие, отправленное коллегам в рабочих чатах;
  • прогулка вокруг дома (как замена поездке на работу).

Примеры ритуалов для окончания дня:

  • закрытие всех вкладок браузера и уборка на рабочем столе;
  • перевод телефона в режим полета на 20 минут;
  • растяжка или небольшая энергичная зарядка;
  • уборка ноутбука в шкаф или на полку;
  • прогулка вокруг дома;
  • чтение одной главы книги.

По большому счету, не так важны сами ритуалы, как то, что они для вас значат.

Отслеживайте прогресс в рабочих делах

Чем чётче виден прогресс в выполнении рабочих задач, тем меньше вероятность, что вы:

  • сочтёте, что «недоработали»,
  • решите продолжить работать,
  • будете испытывать чувство вины и неудовлетворенности, даже завершив рабочий день (то есть фактически останетесь «на работе»).

Ставьте себе реалистичные цели на день, отслеживайте выполнение с помощью галочек, трекеров и зачёркнутых пунктов. Полезная практика — мысленное или даже письменное фиксирование достижений дня.

Выключайте уведомления

Заканчивая рабочий день, отключайте уведомления на телефоне и компьютере. Отключение звука — полумера: увидев случайно, что вам пришло сообщение, вы либо погрузитесь обратно в рабочие задачи, либо будете страдать от любопытства / раздражения / чувства вины (нужное подчеркнуть).

Выходите в офлайн, если нужно сосредоточиться

Дайте себе пространство для выполнения важной работы, чтобы позже у вас были время и энергия для всего остального, в том числе отдыха и личных увлечений. Чтобы больше успевать в течение рабочего дня, потребуется меньше отвлекаться. Добиться этого помогут разные инструменты и решения:

  • закройте двери в помещение, где работаете (чтобы вас не отвлекали близкие);
  • отключите push-уведомления в чатах, в телеграм-каналах, в почте;
  • настройте расширение браузера, которое помогает одним нажатием заблокировать на время все отвлекающие сайты;
  • предупреждайте коллег о том, что вам нужно сконцентрироваться ради важной задачи (в большинстве случаев достаточно поставить подходящий статус или иконку).

Уходя, уходите

Запретите себе без крайней необходимости подходить к рабочему ноутбуку после «официального» окончания рабочего дня. Согласуйте с коллегами, до какого времени работаете, — и обязательно прощайтесь перед уходом из рабочих чатов.

В идеале — полностью выключайте компьютер, выходите из слака и рабочей почты, оставляйте телефон в «рабочем» пространстве хотя бы на 20 минут, пока гуляете, общаетесь с детьми или ужинаете. 

***

Вариант для самых смелых — работать блоками по 2-3 часа, а в перерывах между ними заниматься личными делами: готовить обед для близких, ходить за покупками, даже встречаться с друзьями.

Звучит пугающе и «непродуктивно»? Одним из преимуществ удалённой работы является более высокая производительность. Не тратя время и силы на дорогу, не гуляя по офису, не болтая по телефону, среднестатистический сотрудник тратит больше времени на выполнение работы.

Если ваш вклад в общее дело оценивается не по количеству «просиженных» часов, а по результатам (например, по выполнению конкретных задач или KPI), то так ли важно, что, ударно поработав, вы успеете сделать что-то ещё, а заодно «перезагрузите голову», чтобы со свежими силами вернуться к работе?..

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School