Материал раздела Основной

Лиза Боделл — РБК: «Уничтожайте «зомби-совещания» везде, где найдете»

Основательница американского агентства, которое помогает компаниям бороться с бюрократией, рассказала о командных упражнениях, позволяющих найти и отменить ненужные правила, научить сотрудников мыслить креативно и вселить в них оптимизм
Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Кто такая Лиза Боделл

Основательница и CEO консалтингового агентства FutureThink, которое фокусируется на упрощении процессов внутри компаний для повышения их эффективности. В числе ее клиентов — Google, Merck, Procter & Gamble, Accenture, General Electriс, Pfizer и многие другие. Лиза Боделл входила в советы различных организаций, в том числе в Глобальный совет Всемирного экономического форума в Давосе. Автор бестселлеров «Почему простое побеждает. Как избежать ловушки сложности и заняться работой, которая имеет значение» и «Убейте компанию: покончите со статус-кво, начните революцию инноваций».

«Когда все просто, плохим людям негде спрятаться»

— Почему в компаниях все устроено сложнее, чем могло бы?

— Некоторые управленцы уверяют, что сложности возникают из-за избыточного законодательного регулирования. Особенно на этом настаивают люди из банков и фармкомпаний. Но спросите их: на что уходит большая часть их собственного рабочего времени? На то, чтобы разбираться в регулировании? Нет, на то, что называется организационной сложностью — на выполнение инструкций, отчеты руководству о своей работе, встречи, электронные письма, без которых можно было бы обойтись. И так по всей компании. А движут всем этим страх и власть. И, конечно, недостаток доверия. Люди напуганы, поэтому возникают дополнительные уровни принятия решений, на встречи зовут все больше сотрудников. Это дает управленцам чувство контроля над тем, что происходит.

— А как понять, что в компании что-то сложнее, чем должно быть? На какие параметры обращать внимание? Как понять, например, что одна встреча полезна, а другая нет?

— Нужно спросить, необходима ли конкретная встреча, имеет ли она какую-то ценность. Сотрудников компаний, с которыми мы работаем, мы просим составить список дел, которыми они занимаются в течение своей обычной недели или месяца. Они вносят в этот список 20 пунктов, а потом мы просим обвести то, что, на их взгляд, имеет ценность. Ценное — это то, что позволяет достигать бизнес-целей, получить видение, необходимое для развития компании, и личное удовлетворение от работы. И оказывается, что большинство пунктов из своих списков люди не обводят. Их они делают из-под палки. То есть все это не нужно и только усложняет работу. От этих пунктов надо попытаться избавиться. Если это невозможно, попытайтесь вывести эти процессы на аутсорсинг. Если и это не получается, то нужно подумать, можно ли эти процессы как-то упростить.