Забудьте это немедленно #2, или Как стереотипы родом из детства мешают нам расти

Расскажем о 10 заблуждениях, которые вредят личностному и карьерному росту.

Один из способов истинного взросления — не простой, но быстрый и эффективный — это прощание с вредными привычками, стереотипами и заблуждениями детства. Мы писали про «мышление школьника», которое мешает нам развиваться в профессии. 

Расскажем ещё о 10 заблуждениях, которые вредят личностному росту и не позволяют перейти на новые уровни в карьере.

«Не высовывайся»

Запасные варианты: «Будь мудрее — промолчи», «Инициатива наказуема».

Откуда у стереотипа ноги растут? Родом он из инстинкта самосохранения. Не всегда удаётся отказаться от просмотра телесериала или от многочасового марафона видеоигр ради очередного скучного домашнего задания. А оказавшись на уроке, мы притворяемся невидимками и делаем заинтересованные лица — лишь бы учитель спросил кого-то другого. Привычка не лезть на рожон постепенно заполняет наши школьные будни. И даже выполнив задание, уже не тянем руку. Ну правда, зачем?..

Чем стереотип вредит? Мы привыкаем быть (или казаться) заурядными, всё чаще считаем это удобным. Если не повезёт с выбором вуза или даже профессии, и те не будут «цеплять», вдохновлять, бросать вызов нашему интеллекту и способностям  — то «ну зачем» станет ответом на все случаи жизни. Незачем становиться лучшим сотрудником, учиться новому, претендовать на ответственную должность. И так хорошо.

«Будь всегда первым»

Откуда у стереотипа ноги растут? Посыл противоположен варианту «не высовывайся» и присущ людям с ярко выраженным комплексом отличника. А родом комплекс из детства и школы.

Чем стереотип вредит? Когда многое удаётся и получается, сложно мириться с тем, что не всегда решение очевидно, что «первым» можно быть в разных жизненных «измерениях». В результате мы отказываемся развиваться в том, что раньше не пробовали, боимся взяться за что-то новое — из страха провалиться, либо быстро выгораем в любом деле, в котором успешны.

«Лидер — тот, кто впереди»

Откуда у стереотипа ноги растут? В большинстве детсадов и школ детей выстраивают по росту на зарядках, линейках и во время занятий по физкультуре. Получается, что впереди часто оказывается не самый «быстрый / спортивный / достойный», а тот, кому повезло с генетикой. И обойти правило практически невозможно — в течение 13-15 лет.

Чем стереотип вредит? Мы забываем о понятии истинного лидерства, когда человек действительно способен и готов вести за собой людей. Не удивительно, что далеко не каждый начальник стремится научиться стратегическому мышлению, ораторскому мастерству, навыкам и методикам успешных переговоров, операционному менеджменту. Зачем — если он уже начальник? А те из нас, кто делает карьеру самостоятельно и линейно (без связей и протекции), быстро отчаиваются, сдаются на полпути.

«Старший» всегда прав

Откуда у стереотипа ноги растут? Авторитет педагога и воспитателя (а заодно ворчливых бабушек у подъезда, которые делают замечания чересчур шустрым «малолеткам») опирается на эту удобную аксиому. Попробуй не согласиться — и тут же усомнятся в твоём воспитании и морали твоих родителей…

Чем стереотип вредит? Мы боимся высказывать собственное мнение, если оно противоречит мнению руководителей, более опытных коллег, признанных экспертов в отрасли. Заблуждение лишает нас импульса что-то доказывать, опровергать устои и — как это иногда случается — совершать профессиональный прорыв, внедрять инновации, опережать время и тренды.

«Мальчикам — футбол, девочкам — квиллинг»

Откуда у стереотипа ноги растут? Он уходит корнями в Средние века, а то и в Античную эпоху. Кроме того, подкрепляется укоренёнными в людях разного пола склонностями и предпочтениями. Только предпочтения эти вовсе не данность, а скорее, дань статистике.

Чем стереотип вредит? Женщинам сложнее делать карьеру в «мужских» профессиях или прорываться на руководящие должности. Мужчины не спешат в типично «женские» направления и отрасли. Впрочем, последствия глубже: мы ограничиваем свои навыки гендерными границами, принимая на веру, что эмпатия и развитые soft skills присущи одному полу, а узкоспециальные навыки и способность мыслить стратегически — другому.

«Пригодится для общего развития»

Откуда у стереотипа ноги растут? Так нам отвечали учителя в школе, когда им не хватало знания своего предмета, чтобы объяснить, зачем (в каком контексте, в каких ситуациях) очередной обрывок информации пригодится во «взрослой» жизни.

Чем стереотип вредит? Вариантов два. Либо мы привыкаем получать знания бессмысленно и беспощадно бессистемно, наобум — и затем не применять их на практике. Либо разочаровываемся в получении знаний в принципе: с радостью и готовностью перестаём учиться, как только от нас это больше не требуют родители, учителя и преподаватели вузов. При этом в мире всё больший вес приобретает концепция lifelong learning, и устойчивым спросом пользуются специалисты, готовые учиться — непрерывно и целенаправленно.

«Я гуманитарий / технарь»

Откуда у стереотипа ноги растут? Так было принято объяснять неудачи в некоторых предметах (даже если дело было в недостаточном усердии или отсутствии интереса).

Чем стереотип вредит? Повесив на себя ярлык, мы не пробуем силы в том, что может подтолкнуть карьеру. «МВА? Ну нет, я технарь, а не гуманитарий — зачем мне эти ваши “стратегические видения” и прочие премудрости?» При этом современная жизнь вносит поправки: в чистом виде «технических» или «гуманитарных» предметов и профессий давно нет. Даже инженеру приходится выступать на презентациях, а маркетологу — создавать отчёты с большим количеством цифр и формул.

«Это мы не проходили, это нам не задавали»

Запасной вариант: «И так сойдёт».

Откуда у стереотипа ноги растут? В школе ответственность за нашу учёбу (а порой и питание, воспитание, внеклассную жизнь) берут на себя педагоги. Если «не задавали» — не вправе требовать.

Чем стереотип вредит? Когда «пинать» некому — мы склонны плыть по течению. На фоне повседневных задач не занимаемся спортом или самообразованием, потому что никто и никогда не поставит за «прогул» плохую оценку (кроме бдительных супругов, и то не всегда).

«Ты ещё маленький / ты уже слишком большой»

Откуда у стереотипа ноги растут? В детском саду и в школе есть учебная программа, составленная с учётом возрастных особенностей. Ребёнку объективно сложно понимать темы, предназначенные для более старших классов. Так нас приучают мыслить «возрастными» категориями или понятиями «ещё/уже».

Чем стереотип вредит? «Мне ещё рано претендовать на руководящую должность», «Мне уже поздно учиться, ничего не пойму» — звучит знакомо? Повзрослев, мы не замечаем, что достижение любой важной цели зависит только от нашей решимости, упорства и череды правильно сделанных выборов.

«Учись хорошо — и всё будет хорошо»

Откуда у стереотипа ноги растут? Такого мнения всё ещё придерживаются наши родители или педагоги старшего поколения. Веками образованность была залогом и гарантией благополучной, сытой, интересной жизни.

Чем стереотип вредит? Мы делаем ставку на учёбу — и упускаем из виду другие «вводные»: практическую ориентацию, динамичность подачи и продолжительность курса/программы, востребованность выпускников на рынке труда. Хорошо учиться теперь недостаточно для успеха в карьере. Важно как можно скорее применять полученные знания, развивать навыки и превращать любую учебную задачу в возможность решить профессиональную или карьерную проблему.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School