Как сохранить и даже улучшить команду в эпоху пандемии

Хорошие специалисты в составе сплочённой команды нужны даже в кризисные времена

Мы не будем мы писать о том, как правильно оптимизировать (читайте: сокращать) и вежливо прощаться! Хорошие специалисты в составе сплочённой команды нужны даже в кризисные времена, а общий враг — в лице вируса, падающего рынка, конкурентов — лишь укрепляет мотивацию и стимулирует к нестандартным решениям.

Как обещали в заголовке, рассказываем…

...как сохранить команду в эпоху пандемии

Сократите ожидания

Нормально, что в условиях стресса и неопределённости ваши сотрудники будут работать не на все 150%. Тут и тревога, которая отвлекает от рабочих обязанностей; и близкие люди, которые болеют, сидят на карантине или ждут результатов анализа; и переживания о том, выстоит ли компания в кризис, удастся ли сохранить работу и доход.

Переезды из офиса домой и обратно, необходимость работать удалённо, даже если к этому формату нет склонностей, — тоже снижает продуктивность. И всё же эти люди были с вами в хорошие времена, остаются с вами в плохие — и заслуживают времени на адаптацию, внутреннюю и организационную перестройку.

Предлагайте помощь

Вопросы о том, как у сотрудников дела, организовано ли нормально рабочее место (если речь об удалёнке), все ли сервисы подключены и настроены, — не должны быть формальностью. Даже если у компании нет возможности помогать материально (например, крупные супермаркеты привозят продуктовые наборы с доставкой до двери своим пожилым сотрудникам) — пытайтесь помочь другими способами. Это может быть бесплатная консультация психолога (по бартеру), билет в театр, развивающие занятия или репетиторство онлайн для детей сотрудников (чтобы не отвлекали от работы).

Будьте гибкими

Не каждую работу можно выполнять удалённо, но если характер задач это позволяет, обсудите с каждым сотрудником предпочтительный и удобный для него вариант. Люди стремятся работать из дома не только потому, что хотят отлынивать или прятаться от бдительного руководителя. Иногда речь о том, что в семье есть дети, а детский сад или школа на карантине. Позвольте своим сотрудникам, насколько это возможно, гибко планировать свой рабочий день и задачи.

Поддерживайте связь

Продумайте инструменты и регламенты, которые позволят:

  1. контролировать выполнение задач (регулярные планёрки внутри отделов, чаты в мессенджерах, доски в Трелло или таблицы в гугл-документах и т.д.);
  2. оценивать общий эмоциональный настрой команды (еженедельные общие совещания, обмен утренними приветствиями и т.д.);
  3. быть в курсе дел и психологического состояния каждого сотрудника (плановые 10-минутки формата «руководитель отдела — специалист»). 

Привычные способы коммуникации даже после возвращения в офисы не работают так эффективно, как прежде (помним о дистанции, масках, перчатках!). Поэтому придётся творчески подойти к тому, как организовать и поддерживать живое общение. Можно, например, выделять время на «посиделки за кофе» в зуме или создать отдельный чат для шуток, мемов, обмена эмоциями и личными новостями («онлайн-кулер»).

Разграничьте работу и личную жизнь

Компании, которые не обратят внимания на эту рекомендацию, рискуют столкнуться с массовым выгоранием сотрудников и их уходом «в никуда». Пусть именно вы станете инициатором мер, направленных на поддержание жизненного баланса. Проведите тренинги по тайм-менеджменту. Установите жёсткие правила о том, когда допустимо и/или необходимо отключать уведомления в рабочих чатах. Обсудите гигиену профессионального общения: например, период, в течение которого коллеге, руководителю или подчинённому нельзя писать и звонить.

Признавайте достижения

Чтобы успешно справляться с трудностями, в том числе связанными с урезанием социальных выплат и премиальных бонусов, даже сокращением зарплат, — сотрудникам необходимо чувствовать, что такая ситуация временна. Самый очевидный и доступный способ это продемонстрировать — хвалить за любые успехи. Понимая, что руководитель считает его ценным специалистом, сотрудник будет готов ждать, когда финансовая ситуация в компании изменится к лучшему.

Признание должно быть публичным! Создайте виртуальную доску почёта или отмечайте успехи каждого в специальном «хвалебном» групповом чате.

Транслируйте уверенность в завтрашнем дне

Придётся немного лукавить, если вы как руководитель или владелец компании эту уверенность не испытываете. Но если сомнения пустят корни в головах ваших сотрудников, то о продуктивной работе и уж тем более нестандартных решениях, инновационных подходах, стахановской трудоспособности можно забыть.

Определите инструмент или платформу, с которой будете «вещать»: делиться актуальными (особенно, хорошими!) новостями, рассказывать о преодолении сложностей и всячески заряжать оптимизмом. Тон общения с сотрудникам, возможно, придётся сделать более человечным, живым и искренним.

...как улучшить команду в эпоху пандемии

Поощряйте профессиональное развитие

На самоизоляции многие ощутили получать новые знания, проходить курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, развивать навыки самоорганизации или лидерства. В условиях нестабильной экономики стремление людей подстраховать или даже укрепить свои позиции в компании с помощью обучения сохраняется.

Поощряйте сотрудников проходить бесплатные курсы на онлайн-платформах, слушать тематические вебинары, учить английский. Если есть возможность, оплачивайте сотрудникам полностью или частично учебные программы, успешное прохождение которых положительно отразится на работе компании. Речь, например, о программах МВА для руководящих специалистов, о развитии digital-компетенций — для сотрудников любого уровня, о совершенствовании навыков целеполагания или тайм-менеджмента — для линейных специалистов.

В условиях, когда набор новых сотрудников приостановлен, поощряйте HR-отделы к тому, чтобы активнее заниматься внутренним обучением специалистов, проводить вебинары по продуктам или тренинги по продажам. Так, в Tom Tailor Group провели более 50 обучающих вебинаров по разным темам и направлениям, не обязательно связанным с профессиональными обязанностями сотрудников (например, бухгалтеры объясняли всем желающим, как формируется и начисляется зарплата).

Стройте систему наставничества

Назначьте опытных или инициативных сотрудников наставниками или «бадди» (партнёрами, напарниками) для остальных коллег. В ситуации, когда руководители перегружены задачами и ответственностью, наставники и бадди помогут команде расти профессионально, при этом никто не будет чувствовать себя в социальной изоляции.

Кроме того, наставники из смежных отделов будут укреплять кросс-функциональное сотрудничество, и (кто знает?) подобное взаимодействие может стать фундаментом для удачных бизнес-решений или новых подходов к работе.

Привлекайте лучших специалистов

Из-за массовых сокращений на рынок вышли даже топовые профессионалы. У компаний, которые не останавливают полностью набор новых сотрудников, есть возможность выбрать и привлечь (в том числе за меньшие деньги) «лучших из лучших». 

Оценивайте результаты, а не процессы

Возвращаясь к совету о гибкости (см.выше), подчеркнём: повседневная рутина, повторяющиеся задачи и жестко регламентированные процессы — могут привести к смещению приоритетов. Руководители забывают, что важно не то, как, когда и какими инструментами сотрудники достигают целей, — а то, как эффективно (быстро, с минимальными ресурсами и максимальной отдачей) они это делают. Установите чёткие KPI, отслеживайте и поощряйте их достижение. При этом предоставьте сотрудникам свободу выбирать, как к этим KPI идти.

Будьте терпимыми к ошибкам

Мир не идеален, коронакризисный мир — тем более. Ваша команда будет совершать ошибки, и задача руководителей заключается не в том, чтобы строго наказывать, а в том, чтобы быстро извлекать опыт и настраивать дальнейшие процессы таким образом, чтобы избегать повторения. Зная, что ошибка не станет концом карьеры или причиной увольнения, сотрудник не будет тратить силы на оправдания и чувство вины, а займётся исправлением ошибки.

Превратите совещания из формальности в инструмент роста

О том, как проводить результативные планёрки и онлайн-встречи и при этом избежать распространённых ошибок, мы писали.

Ищите индивидуальный подход к каждому сотруднику

Придерживайтесь ближнего круга влияния: для топ-менеджеров — это руководители отделов. Для начальников отделов — сотрудники в непосредственном подчинении. Ежедневно оценивайте (но не озвучивайте!) эмоциональный настрой и мотивацию сотрудника. Поддерживайте тех, кому это необходимо. Развивайте тех, кто к этому стремится. Хвалите тех, кого признание заслуг превращает в специалиста с суперспособностями.

Запускайте командообразующие инициативы

В идеале они должны быть бесплатными для компании: например, можно временно переквалифицировать часть специалистов, чью работу приостановила пандемия, в «помощников» по корпоративной культуре. Привлекайте к организации мероприятий сотрудников-энтузиастов, которым это просто интересно. Так, летом в «Ленте» прошёл «Частушкабатл» на тему ковида: люди избавлялись от стресса с помощью юмора и взаимной поддержки. Pinterest вот уже полгода организовывает для сотрудников деловые игры и квизы онлайн. Для укрепления командного духа подойдут спортивные челленджи и даже развивающие или развлекательные мероприятия для детей сотрудников, организованные собственными силами.

***

Пандемия временна и она может пойти на пользу бизнесу и компаниям, если их руководители быстро переформатируют мышление, сумеют переключить внимание с трудностей и испытаний на вызовы и возможности.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School