ГлавнаяБаза знаний CBSКак внедрить микрообучение в компании

Как внедрить микрообучение в компании

Микрообучение необходимо бизнесу, чтобы сохранять позиции на рынке.

Микрообучение — это формат обучения, который выдает пользователю информацию небольшими, но исчерпывающими блоками. Тренд на него за рубежом усиливается, а недавно добрался и до России.

Многие руководители компаний понимают: микрообучение необходимо бизнесу, чтобы сохранять позиции на рынке, но мало кто — за исключением компаний, которые разрабатывают обучающие мини-курсы, — понимает, как создать и внедрить собственную систему микрообучения в компании. Не ради красивого названия — а с измеримой, осязаемой отдачей. Рассказываем.

«Метод микрообучения — это подход, направленный на поддержку неформального обучения в организациях и компаниях. Обучение в этом смысле означает, что активный процесс получения знаний происходит в рамках социальных взаимодействий, но вне формальной учебной среды. Этот процесс облегчают хорошо структурированные программы и удобные форматы. Микроблоки, или микротренинги, представляют собой учебные единицы продолжительностью 15-20 минут, объединенные в серию». (Википедия)

«15-20 минут» — параметр, с которым эксперты по микрообучению бы поспорили. Стандартный микроблок длится 3-5 минут. Именно такая продолжительность мотивирует заниматься регулярно, часто, охотно и не отрывает сотрудников от основных профессиональных задач.

Причины популярности микрообучения

  • Скорость бизнес-процессов постоянно растёт — как растут и требования к сотрудникам. Обучать нужно, но лишнего времени ни у кого нет. Ответ на проблему — микрообучение.
  • Новая информация появляется ежедневно, поэтому создавать масштабные, глубокие обучающие курсы и программы компаниям-работодателям невыгодно: материал в них устареет прежде, чем дойдёт до сотрудников. Проще, быстрее и целесообразнее создавать учебные микроблоки — аналогичные тем, которые используются в ускоренных программах бизнес-образования.
  • Технологии стали повсеместными, и у сотрудников теперь есть возможность учиться буквально «на ходу», изучая материалы со смартфонов.
  • Сразу несколько научных исследований (Jonassen/Mayes/McAleese) показали: наряду с тем что формальное обучение может быть успешным подходом для людей с меньшими знаниями и навыками, оно контрпродуктивно для более опытных сотрудников, для которых неформальные комбинированные подходы (микрообучение, геймификация и др.) работают очень хорошо.

Преимущества микрообучения

Для сотрудников:

  • Индивидуализированный подход и гибкий путь обучения.
  • Доступность — обучение с нескольких видов устройств (десктопы, ноутбуки, планшеты, смартфоны) с соответствующей оптимизацией под них.
  • Простой способ углубить профессиональные знания и расширить возможности.
  • Своевременность — знания доступны именно тогда, когда нужны.
  • Интересная мультимедийная подача, которая препятствует скуке и не даёт повода откладывать обучение.
  • Экономия времени — микрообучение не отвлекает от основной работы, особенно нравится миллениалам (с их клиповым мышлением).
  • Минимум отвлечений — нет смысла за 3-5  учебных минут отвлекаться и переключаться на что-то постороннее.

Для компаний-работодателей:

  • Низкие затраты на создание и внедрение в работу учебных микроблоков.
  • Простота обновления — заменить морально устаревший учебный блок проще и быстрее, чем переписать целый курс.
  • Широкое применение — можно создать курс из микроблоков для формального обучения и повышения квалификации, но можно задействовать микрообучение как способ поддержания производительности и мотивации.
  • Более высокая эффективность и применимость — по определению микроблоки помогают сотрудникам решить конкретные проблемы и достичь специфических результатов.
  • Запоминаемость — система повторов позволяет сотрудникам сохранить в памяти бо́льшее количество новой информации.
  • Возможность задействовать так называемое триггерное изменение поведения, когда получение определённых знаний «в моменте» непосредственно влияет на работу, поступки, коммуникации, продуктивность, производительность.
  • Качественная обратная связь — микроблоки могут быть в виде тестов-квизов, тем самым у компании есть возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях сотрудников.
  • Укрепление корпоративной культуры — сотрудники ощущают поддержку со стороны компании, готовность работодателя «подстраховать» в решении сложных задач.
  • Гибкость и манёвренность — мини-курсы можно легко перепрофилировать для разных целей и аудиторий.

В решении каких задач полезно микрообучение

  • Онбординг / адаптация новых сотрудников 
  • Развитие технических навыков сотрудников
  • Инструктажи по технике безопасности и внутренним регламентам
  • Развитие мягких навыков (soft skills)
  • Обучение по продуктам и услугам компании
  • Подготовка перед внутренним ассессментом, аттестациями
  • Развитие клиентоориентированности, улучшение клиентского сервиса
  • Обучение новым программам, платформам, инструментам

Форматы микрообучения

Существует заблуждение, что микрообучение может быть только в формате видеоклипов. Короткие видео — отличный способ донести информацию до сотрудников, особенно если выполнены в виде инструкций (как на YouTube) или мотивационных роликов с долей юмора (как на TED Talks). Но видео не единственный формат, другие формы микрообучения могут включать в себя:

  • интерактивные модули,
  • игры и геймицированные модули,
  • короткие статьи,
  • инфографику,
  • вопросы,
  • опросы,
  • квизы.

Многообразие форм — одно из очевидных преимуществ микробучения.

Мифы о микрообучении

МифПравда
Это новое явление.Элементы микрообучения есть даже школьных учебных программах.
Это надолго.Продолжительность зависит от конкретной задачи.
Это большой курс, разбитый на куски / отрезки.Каждый микроблок — самостоятельная единица.
Это работает только с простыми темами.Микрообучение работает, когда компания знает проблему, которую пытается решить, и применяет дидактические принципы.
Это полностью самостоятельный процесс.Сотрудники хотят заниматься самообучением, но требуется поддержка со стороны работодателя.
Это только для сотрудников-миллениалов.Сотрудники других возрастных групп тоже получат пользу от обучения.
Это заменяет традиционное обучение.Микрообучение дополняет классические курсы повышения квалификации и наставничество.

Как создать и успешно внедрить систему микрообучения в компании

1. Сформулируйте цели обучения

При разработке любого учебного курса важно определить цели и то, как именно вы хотите в дальнейшем использовать этот курс. Микрообучение можно применять для быстрых ответов на вопросы сотрудников, для непрерывного профессионального обучения (в составе модулей), как советы и подсказки для достижения успеха.

Задайте себе следующие вопросы до того, как начнёте создавать обучающий контент: 

  • Какие проблемы вы хотите решить?
  • Какое поведение сотрудников будет для вас желательным?
  • Какие форматы для этой задачи подходят?
  • Как вы будете отслеживать и измерять результаты?

Ставьте измеримые и достижимые цели. Не завышайте ожидания и не возлагайте на микрообучение решение всех внутренних и внешних проблем компании. Эксперты рекомендуют начинать с малого: буквально с одного, самого желательного или необходимого, мини-курса.

2. Станьте ближе к сотрудникам

Чтобы удовлетворить потребности ваших сотрудников в базовых и дополнительных знаниях, вам необходимо понимать их рутины и повседневные задачи. Выясните:

  • где обычно возникают «узкие места», с которыми можно справиться с помощью микрообучения;
  • в какое время лучше «встроить» обучающий блок,
  • какие форматы будут оптимальны для каждой задачи и каждого сотрудника,
  • какая дополнительная мотивация может потребоваться для привлечения сотрудников к новому, «микрообучающему», подходу.

3. Создайте исчерпывающий учебный курс

Определив цели микрообучения, приступайте к созданию курсов, учебного контента, при этом постоянно формулируйте для себя желательное поведение сотрудников по итогам этого обучения. Задания должны быть практико-ориентированными, чтобы сотрудник понимал, зачем это ему. Пригодятся примеры из практики и повседневной работы.

Не стоит нарезать длинное видео на отрезки и «анонсировать» следующую часть в конце каждого. Мини-блоки должны быть самостоятельными учебными единицами, способными помочь в решении конкретной задачи или понимании одного аспекта темы. Будьте готовы оперативно менять содержимое модулей и заменять информацию на более актуальную — по мере тестирования, внедрения и даже использования микроблоков.

Можно начать с блога с короткими роликами или с сообщества с короткими текстами и ежедневными заданиями. Используйте разные форматы. Систему целесообразно создавать, когда обучающих мини-материалов становится много.

Не рубите с плеча: некоторые из имеющихся у вас учебных материалов, инструментов и технологий подойдут для целей микрообучения, возможно, с некоторой доработкой. Оцените их эффективность и «встройте» в соответствующие новые учебные модули.

Разработать обучающие мини-курсы можно собственными силами, с привлечением стороннего подрядчика или создать совместный продукт с уже зарекомендовавшими себя на рынке платформами бизнес-обучения.

4. Поощряйте постоянное использование микрообучения

Ваши сотрудники должны в любое время иметь доступ к информационным обучающим курсам. Это поможет увеличить степень запоминания и положительно отразится на результатах работы сотрудника. Сделайте поиск по базе знаний удобным и быстрым.

Используйте психологические и дидактические инструменты обучения: повторение информации с интервалом, контрольные вопросы (без оценивания), позитивную обратную связь.

Большинство сотрудников перегружено профессиональными и личными задачами. Для повышения отдачи от микрообучения необходимо, чтобы мини-курсы органично вписывались в повседневный рабочий процесс. Обязательно адаптируйте контент под мобильную верстку, чтобы сотрудники могли получать знания в любое время и в любом месте.

5. Оценивайте результаты

Измеряйте расходы на создание мини-курсов. Сопоставляйте их с динамикой производительности, эффективностью сотрудников, с анонимными оценками их мотивации и отношения к работе / работодателю. Это поможет выявлять успешные подходы, форматы, информационные блоки, а также проблемные области — и тем самым непрерывно оптимизировать обучение.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School