ГлавнаяБаза знаний CBSКак хорошо делать свою работу без любви

Как хорошо делать свою работу без любви

Предлагаем работать, опираясь на ценности, инструменты психологии и практико-ориентированную мотивацию

«Любить» работу — модный тренд, которому хочется следовать. Но многие на неё просто ходят. Мы обойдём уважительным молчанием тех счастливчиков, которые любят воскресные вечера — потому что совсем скоро на работу. И промолчим о поиске призвания и прочих высоких материй: не у всех есть на это время и желание.

Остальным предлагаем иной путь: работать не «по любви», а опираясь на ценности, инструменты психологии и практико-ориентированную мотивацию. Например…

Работайте и преуспевайте потому, что способны на это

Многим людям просто «дано»: высокая скорость мышления, способности к глубокому анализу, стрессоустойчивость или талант очаровывать окружающих всего парой слов. Все эти вводные помогают быть успешными во многих профессиональных сферах. И зачастую сама возможность преуспевать без усилий (почти!) приносит внутреннее удовлетворение.

Вы можете не просто делать свою работу хорошо. Пусть профессиональный или даже спортивный азарт подстегнёт вас:

  • выходить за рамки.
    Если будете постоянно делать лучше и больше, чем требуется, то а) создадите приятный гормональный коктейль из тестостерона и дофамина, б) привлечёте внимание руководителей и получите шанс на более интересную (возможно, любимую в будущем) работу.
  • решать проблемы, которые другие сотрудники не видят.
    Если устарела CRM, не хватает удобного виджета на сайте, требуется освежить фирменный стиль или оптимизировать затраты на командировки — возьмитесь за эти проекты. Возможно, они выведут вас на новую профессиональную траекторию.

Ищите не любовь, но интерес

Даже не испытывая тёплых чувств к нынешней работе, вы при желании назовёте пару задач или направлений, которые вас «цепляют», интересны вам. Тренер по призванию, карьерный консультант с большим опытом и автор книги-бестселлера «Это норм» Елена Резанова советует развивать, подогревать в себе этот интерес.

Оказывается, согласно исследованиям учёных, люди способны осознанно и целенаправленно получать удовольствие от каких-либо действий — при условии, что инвестируют в них достаточно времени и сил. Это происходит так:

Вы не любите работу, и вам скучно. → Вы находите в работе интересный аспект. → Вы уделяете ему время, читаете, посещаете мероприятия, находите единомышленников и наставников. → Вам уже не так скучно, а сфера интереса расширяется. → Ваш интерес становится вашей экспертизой и занимает заметную часть работы. → Вы вновь любите свою работу. 

Возьмите за правило регулярно узнавать новое. Бывает так, что люди не любят работу, потому что испытывают нехватку знаний и навыков для того, чтобы по-настоящему в ней преуспеть. Они работают словно «на четвёрку», осознают это и разочаровываются (в себе и в работе). Лучший способ решить проблему — инвестировать в непрерывное образование и развитие. Новые знания откроют вам новые профессиональные горизонты, ведь мир не стоит на месте.

Бросайте себе вызовы

Возможно, вы просто заскучали: сотни задач в планировщике вовсе не означают, что вам интересно их выполнять. Придумайте способ разорвать шаблон: попробуйте выполнять определённые функции в 2 раза быстрее, или удвоить объём личных продаж за полгода, или стоять в планке по 5 минут во время обеда.

Даже последний вариант внесёт разнообразие в ваши рабочие будни, но если придумаете и воплотите проект, который изменит что-то к лучшему в работе вашей компании — профессиональная самооценка вырастет, и вы сможете решиться на движение в сторону любимой или более желанной работы.

Активно общайтесь с интересными коллегами

Исследовательская компания Gallup ещё в 2014 году объявила: есть прямая связь между наличием близких друзей по работе и увлечённостью рабочим процессом.

Любить работу проще, если, выполняя профессиональные задачи, вы имеете дело с яркими, вдохновляющими, мотивированными людьми, которые уместно шутят, уделяют время личному развитию, близки вам по ценностям. Поищите таких в своём окружении: иногда достаточно слушать людей чуть более внимательно.

Воспользуйтесь «презумпцией классности» — так тренер по life-work balance Ева Кац называет подход, при котором вы готовы увидеть в людях положительные черты и не торопитесь разочаровываться.

Станьте наставником

Иногда любовь к работе проходит потому, что вы слишком хорошо её знаете. Если поменять работу или должность вы не можете или пока не готовы, то примените ваши глубокие знания, обучая других — новичков или коллег. Возможно, вы найдёте вдохновение и обретете себя в преподавании, наставничестве, менторстве. Заодно сможете развить в себе ораторские способности, навык «убеждать, не побеждая».

Кроме того, вы будете постоянно общаться с теми, кто лишь погружается в вашу профессию, — и получите шанс вспомнить, что именно вам когда-то в ней понравилось.

Перестаньте жить работой

Если никак не удаётся работу полюбить и не готовы её менять, смиритесь, что она — лишь удобный инструмент, фундамент, на котором строится ваша «остальная» жизнь. В конце концов, вы не Иван Васильевич — бухгалтер, а Иван Васильевич — муж, отец, яхтсмен, книголюб, путешественник (выберите то, что для вас действительно важно).

Если у вас есть мечта — начните её потихоньку воплощать, и пусть зарплата, которую вы получаете на нелюбимой работе, помогает закрывать ипотеку, менять автомобили и оплачивать учёбу детей. Оставьте ей треть суток, когда будете решать рабочие задачи «достаточно хорошо» — и живите с удовольствием остальные две трети.

Создайте себе яркую, насыщенную жизнь

Начните играть в музыкальной группе, заведите писательский блог, займитесь спортом, которому раньше уделяли недостаточно внимания. Будет вдвойне полезно найти единомышленников на работе: организовать спортивную команду или читательский клуб.

Делегируйте самую нелюбимую часть работы

Даже увлечённые люди не наслаждаются работой «нон-стоп»: всегда есть задачи, которые делать не просто не хочется. Такие выводят из себя, портят настроение прямо с утра, не подходят вам по ценностям или типу темперамента. Если это возможно, найдите коллегу или подчинённого, которому подобные задачи будут в радость. Делегируйте или обменивайтесь на равных — и степень удовлетворённости работой вырастет. 

Отключайтесь сразу и безоговорочно

Если работа не радует и не вдохновляет, не позволяйте этому ощущению отравлять вашу жизнь вне работы. Никаких уведомлений в чатах после окончания рабочего дня (плюс 1 час)! Никаких принесённых домой на выходные проектов!

Отключаться помогут:

  • сила воли (можете добавить «отключение от работы» в трекер полезных привычек),
  • ритуал (например, опустошение почтового ящика в последние 15 минут рабочего дня),
  • договорённости с коллегами и даже с руководителем.

Сделайте рабочее место максимально приятным

Заполните рабочее пространство фотографиями семьи, любимыми сувенирами из путешествий, чем-то другим, что доставит радость. Заведите на работе смешную кружку. Создайте классный рабочий плейлист. Принесите из дома кофемашину и наслаждайтесь качественным кофе.

Можете создать себе «счастливое место»: найдите удачное фото или распечатайте абстрактную картину, глядя на которую будете мысленно переноситься в ту особую, счастливую обстановку. Разместите фото так, чтобы взгляд не падал на него постоянно (например, на стене у себя за спиной) — и поворачивайте к нему тогда, когда нужно восстановить силы и душевное равновесие. 

Приятная рабочая атмосфера — это не только про интерьер и уместные милые мелочи, но и про психологический климат, про заботу о себе. Не сплетничайте и не поощряйте сплетни, держитесь подальше от токсичных коллег, делайте перерывы на просмотр смешных видео (и делитесь ими) — и в целом не забывайте отдыхать. Обсудите с начальником удалённый формат работы или гибкий график — благо, отношение к нему сейчас в профессиональном сообществе улучшилось.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School