ГлавнаяБаза знаний CBSСуровые истины о карьере, которые пора уже принять

Суровые истины о карьере, которые пора уже принять

Расскажем об истинах, знакомых любому профессионалу, сделавшему успешную карьеру.

Лучше один раз обжечься, осознать, принять — чем раз за разом ошибаться и разочаровываться. Расскажем об истинах, знакомых любому профессионалу, сделавшему успешную карьеру, и уж точно — известных любому руководителю.

Незаменимых не бывает

Можно сколько угодно бить себя по груди и верить, что без вас бизнес, компания, отдел просто развалятся: что клиенты разбегутся, цифры не сойдутся, буквы не сложатся в правильные слова. Если только вы не собственник бизнеса, так и не сумевший делегировать хотя бы часть своих обязанностей, — компания устоит.

В худшем случае временно снизятся доходы, случатся кассовые разрывы, клиенты побегут к конкурентам (или уйдут за вами), в общем, произойдёт что-то малоприятное, но поправимое. Во всех остальных случаях вам вслед полетят проклятия пожелания доброго пути от коллег, на которых временно или навсегда ляжет ваша рабочая нагрузка.

Почему стоит принять истину:

  • Вы перестанете уходить, хлопая дверями, портя отношения с бывшими руководителями, коллегами и нанося вред профессиональной репутации.
  • Вы станете более приятным в общении человеком, ведь именно высокомерие лишает нас шанса заводить друзей и заниматься эффективным нетворкингом.
  • Понимание собственной «заменимости» — залог постоянного личностного и профессионального роста. Да, вы почувствуете себя уязвимыми, попрощаетесь с понятием (ложной) стабильности. Но при этом начнёте развиваться, проходить обучение, записывать достижения, ставить цели, подводить итоги.

Нюанс: Если бизнес-процессы в компании действительно завязаны на вас полностью, то это слабая, уязвимая для рынка и конкурентов компания. Велика вероятность, что, кроме вашей «незаменимости», есть и другие узкие места, а в долгосрочной перспективе вы можете пойти ко дну вместе с ней.

На работе нет места дружбе

Хочется верить эйчарам и рекрутерам, которые на собеседованиях убеждают вас, что в компании царит атмосфера вечной дружбы, взаимопомощи и мышления win-win. 

Даже если вам очень повезло устроиться на работу туда, где нет открытых конфликтов, есть прозрачная система оценки работы каждого сотрудника, проходят бодрые и запоминающиеся корпоративы — это ещё не значит, что друг по работе пожертвует ради вас клиентом, рискнёт KPI и зарплатой, назовёт вас более подходящим кандидатом на повышение, чем он сам.

Почему стоит принять истину:

  • Вы научитесь строить профессиональные — дружелюбные, но прохладные — отношения, устанавливать личные границы на работе и уважать чужие.
  • Неизбежные подковёрные игры перестанут вас расстраивать, вы сможете участвовать в них на равных с остальными (ведь ваши слабости не будут известны никому, даже узкому кругу «друзей»).
  • После того как прекратите попытки «дружить» на работе, обнаружите свободное время для поиска настоящего, более искреннего и тёплого, общения за её пределами.

Нюанс: Карьере дружба, наоборот, помогает — в случае если ваши друзья работают в смежных сферах. Они ваши евангелисты и рекомендатели при устройстве на работу мечты, ваш стартовый капитал в нетворкинге.

Вы не получаете повышение, потому что не заслуживаете его

Пусть вы лидер по объёму продаж, или бухгалтер, который выполняет работу за двоих, или консультант, к которому выстраивается очередь клиентов при пустующих стульях рядом с коллегами. То, что повышение заслужили именно вы, а не Василий Пупкин, которого вчера сделали начальником отдела, — знаете только вы. А у руководства компании на этот счет наверняка есть собственное мнение.

В большинстве случаев оно не очевидно. Например, показатели конкурента средние, но он умеет так заряжать и мотивировать коллег, что весь отдел работает в унисон, перевыполняя плановые показатели. У соперника могут быть необходимые компании связи и знакомства, образование или навыки, важные в перспективе. Если выбрали не вас, значит, чего-то не хватило.

Почему стоит принять истину:

  • Вы научитесь выходить на разговор с руководителями, если действительно мечтаете о карьерном росте. Только так можно выяснить те неочевидные «снизу» критерии, по которым выбирают будущего лидера.
  • Вы перестанете воспринимать себя как «готовый продукт» — специалиста во всеоружии при дипломе и профильном образовании. Осознание, что обойти вас могут на любом повороте, подстегнёт готовность учиться, приобретать актуальные для компании / ситуации / рынка навыки, повышать профессиональную конкурентоспособность.

Нюанс: Хотя бы раз вы обязательно столкнётесь с ситуацией кумовства и «блата», когда более удачливый конкурент будет уступать вам буквально во всём, но станет вашим руководителем. И это тоже повод для внутреннего роста и карьерного развития! (Пусть и в другой компании.)

Работодателю нет никакого дела до вашей личной жизни

Баланс работы и личной жизни? Ну конечно, слыхали. В модных блогах о бизнесе эйчарам и руководителям советуют делать сотрудников счастливее, чтобы те лучше работали и приносили больше прибыли компании.

На деле никого не будет волновать, насколько вы устали или выгорели. Как качественное, дорогостоящее оборудование, вы, естественно, нуждаетесь в разумной эксплуатации, фиксированном графике работы, регулярно подаваемом электричестве, техобслуживании, но до тех пор пока работодатель соблюдает трудовое законодательство, об отдыхе и балансе вы должны заботиться сами.

Почему стоит принять истину:

  • Однажды вы возьмёте на себя ответственность за своё здоровье. Либо выстроите границы с работодателем, например, согласуете график, который всех устроит, — либо отправитесь на поиски другого.
  • Отсутствие иллюзий поможет строить более ровные рабочие отношения, а забота о собственном благополучии приведёт к росту эффективности и (кто знает?) дохода и должности.

Честность может навредить

Большинство современных руководителей, встречая вас в первый раз в офисе или приглашая на работу во время финального собеседования, дежурно сообщат, что «в случае чего» их двери всегда открыты, они приветствуют честную обратную связь и высказанное прямо профессиональное мнение.

На практике честность не синоним тактичности, а обратную связь умеют принимать далеко не все. Сотрудник-правдоруб быстро превращается в сотрудника-врага, обзаводится шлейфом мелких внутренних конфликтов и невысказанного недовольства коллег, руководителей, подчинённых.

Почему стоит принять истину:

  • Вы научитесь избегать честности ради неё самой, видеть цель, чтобы аккуратнее выбирать средства.
  • Если сумеете приобрести репутацию дипломатичного сотрудника, то будет проще получать положительные рекомендации и приглашения на новую работу.
  • Вы станете мыслить шире и искать способы исправить ситуацию, донести личное или профессиональное мнение без ущерба для чьего-то эго. Такой подход может принести неожиданные плоды в виде творческих, инновационных решений.

Важно казаться, а не только быть

Как бы много и упорно вы ни работали, впечатление о вас может быть испорчено чрезмерной скромностью, или привычкой неконтролируемо шутить, или нежеланием тратить деньги на общую ухоженность.

Можно полностью выложиться в процессе решения задачи, стоящей перед компанией, — а похвалят и премируют того, кто лучше «имитировал бурную деятельность» (если, конечно, у него звёзды KPI сошлись).

Почему стоит принять истину:

  • Вы начнёте задумываться о том, как ваша работа и достижения выглядят со стороны. Будете браться за задачи, выполнение которых положительно отразится не только на самой работе, но и подчеркнёт ваши сильные стороны, выставит в положительном свете.
  • Здоровый цинизм поможет лучше выбирать соратников для командной работы, союзников в офисных войнах.
  • Вы перестанете скромничать, говоря о себе, своей профессиональной роли, своих успехах. Возможно, наконец нацелитесь на получение престижного бизнес-образования, ведь дипломы на стене за офисным креслом ещё ни одной карьере не навредили.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School