ГлавнаяБаза знаний CBSСколько вы стоите, или Как правильно «оцифровать» свою ценность для работодателя

Сколько вы стоите, или Как правильно «оцифровать» свою ценность для работодателя

Зачем знать, сколько вы стоите на рынке труда?

Зачем знать, сколько вы стоите на рынке труда? Чтобы уверенно и без запинки отвечать на вопрос рекрутера о том, сколько вы хотите получать за свой труд. Осознавая свою цену как специалиста и ценность как опытного профессионала, вы быстрее и легче трудоустроитесь.

Если и другой аспект. Знание «рыночного» уровня оплаты поможет вам оценить, насколько «в рынке» вы как специалист (не переплачивают ли вам не пора ли обзавестись новыми навыками и актуальными знаниями), и насколько соответствует рынку ваша зарплата (достаточно ли высоко вас ценят).

Как понять или посчитать, сколько вы стоите

Довольно часто встречается «расчётная» рекомендация: мол, посчитайте, сколько вам нужно для комфортной жизни в месяц, в неделю, в день, в час. Заложите «сверху» на путешествия, крупные траты и мечты, а также сумму на торг с работодателем и тому подобные «манёвры». Звучит здраво и справедливо: ведь если вы продаете свой труд, то должны учитывать как минимум его себестоимость.

Но велик соблазн переоценить свою стоимость: назвать не ту цену, которую реально стоите или которую готов заплатить работодатель, а ту, которую «очень хочется». Более того, вы можете назначить себе зарплату, опираясь на свои потребности — кредиты, ипотеку, необходимость оплачивать дорогостоящее лечение пожилых родителей или учёбу детей в престижных вузах. Работодателей же интересует не то, сколько вам нужно, а сколько вы принесёте компании — в денежном или ином эквиваленте.

Формулируя стоимость себя как специалиста, важно очерчивать поле для манёвра на трёх осях:

  • «хочу» (об этом мы уже рассказали),
  • «могу» (ваши знания, навыки, связи, опыт),
  • «надо» (ситуативные требования рынка, нюансы, связанные с профессией, специализацией или отраслью).

Выше был теоретический подход «оцифровки» своей ценности для рынка. Ниже приведём практические способы, которыми пользуются большинство специалистов, руководителей, а также эйчары, работодатели, рекрутеры, когда определяют, какую сумму предложить в описании вакансии.

Изучите вакансии на сайтах по поиску работы

Если взять hh.ru, Работа.ру, SuperJob и другие сайты, на которых публикуются свежие вакансии, вас должны интересовать должности, аналогичные вашей. Проанализируйте, сколько предлагают работодатели, от чего зависят суммы в зарплатной «вилке». 

Обращайте внимание на:

  • масштаб бизнеса — чем крупнее бизнес, тем больше ожиданий от специалиста, тем более высокие требования к нему предъявляют компании и тем выше зарплату предлагают;
  • функциональные обязанности — за схожими названиями должностей может скрываться разный по важности и объёму функционал;
  • регион — в Москве и городах-миллионниках зарплаты выше;
  • вашу релевантность требованиям и ожиданиям работодателей — если не хватает опыта или навыков, даже при аналогичной должности, — едва ли стоит рассчитывать на уровень оплаты, озвученный в описании вакансии (но можно попытать счастья, нарастить навыки и знания, договориться).

Скорректируйте полученные цифры

Есть мнение (и для некоторых специальностей и должностей оно справедливо!), что до открытого рынка вакансий, а именно — до работных сайтов — доходят лишь самые низкооплачиваемые вакансии. Более престижную и хорошо оплачиваемую работу рекрутеры предлагают в профильных группах соцсетей, в специализированных каналах в телеграме. Соберите подборку таких и мониторьте свежие посты.

Спросите знающих людей

Люди любят помогать и чувствовать себя экспертами, а ответ на вопрос — самый простой способ этого добиться. Если в вашем кругу есть знакомые, родственники, друзья, коллеги, работающие в вашей отрасли, профессии или компании мечты, — спросите у них об уровне зарплат.

Этот же вопрос можно задать в профильных сообществах эйчаров и карьерных консультантов в соцсетях или даже публичному эксперту, на страницу или блог которого вы подписаны, с кем поверхностно знакомы, пусть даже по короткой вежливой переписке в комментариях к интересному посту.

Что учитывать при «оцифровке» желаемой зарплаты 

  • Забудьте о понятии «справедливой» цены

Её нет. Есть цена, за которую вы готовы продавать свой труд, — и цена, за которую вас готов купить работодатель. Рынок труда — такой же рынок, как и любой другой. А оптимальная цена — та, о которой вы договорились, опираясь на свои преимущества и востребованность.

  • Помните об отраслевой «вилке» 

В одних отраслях, например, IT, нефтегазовой или госсекторе, платят по умолчанию больше, даже если ваша работа не влияет напрямую на результаты бизнеса (например, вы бухгалтер, секретарь или HR-специалист).

  • Стоимость специалиста на рынке — величина непостоянная

Так, пандемия и коронакризис внесли свои коррективы в расценки на рынке труда. Резко выросли в цене специалисты с digital-навыками и доказанной способностью эффективно работать на удалёнке. Если происходит прорыв в науке или технологиях, который влияет на бизнес прямо или косвенно, — «дорожают» специалисты, задействованные в этом бизнесе.

  • Спрос определяет предложение

На должностях, аналогичных вашей, могут платить одну зарплату, но если вы Эксперт с большой буквы, со сформированным личным брендом, уникальными навыками или широкой сетью деловых контактов, — вы работодателю нужны больше остальных, а значит, и предложить вам могут больше.

Перечислим нюансы, которые повышают вашу стоимость на рынке труда:

  • опыт в отрасли, в которой вы ищете работу;
  • личный бренд — вас знают как яркого специалиста, который выступает на профильных мероприятиях, пишет статьи и книги, дает экспертные комментарии, консультирует за пределами основной работы и т.п.;
  • наличие профессиональных связей — особенно актуально для специалистов по продажам;
  • знание иностранного языка — в случае если компания работает, имеет представительства или планирует выходить на рынки стран, в которых говорят на целевом языке (английский язык сам по себе ещё не козырь);
  • результативность — чётко сформулированные и оцифрованные достижения на последних 2-3 местах работы (желательно подтверждённые рекомендациями прежних коллег и руководителей);
  • дополнительное образование — курсы повышения квалификации, второе высшее по релевантному профилю, МВА от бизнес-школы с отличной репутацией на рынке.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School