ГлавнаяБаза знаний CBSКак научиться принимать прибыльные решения

Как научиться принимать прибыльные решения

8 поговорок и метод RAPID

Направо пойдёшь — прибыль соберёшь. 

Налево пойдёшь — партнёров найдёшь. 

Назад вернёшься — проблем не оберёшься.

В бизнесе мы каждый день встаём на распутье: как выбрать решение, которое будет в текущей ситуации верным. И тут важно призвать на помощь не только свои навыки и знания, но и житейскую мудрость. 

Для начала определите срочность задачи — есть ли у вас время на раздумье. И если кажется, что результат нужно выдать на-гора с минуты на минуту, то ещё раз проанализируйте: а точно ли ответ от вас ждут прямо здесь и сейчас? 

Например, представьте себя на срочно созванном совещании. Все напряжены: за последний месяц компания понесла серьёзные убытки. 

Собственник рвёт и мечет. Он требует от собравшихся идеи, как быстро поднять доходы и сократить затраты: «Давайте мозгоштурмить!» Но напряжённая обстановка не способствует выдаче дельных предложений. 

Возьмите время на: 

а) Сбор текущей информации. Важно получить полное понимание, что происходит, какие ресурсы есть в наличии и как ими лучше распорядиться. Заниматься подготовкой отчётов должны ответственные по направлениям. 

Уточните у них:

  • все ли факторы они взвесили;
  • если проблему можно оценить в денежном эквиваленте, всё ли они рассчитали и насколько обоснованно предположение;
  • учли ли интересы всех сторон: клиентов, коллег, акционеров?

б) Проверку и анализ полученных данных. Подготовка чего-либо в сжатые сроки увеличивает риск возникновения ошибок. 

в) Проработку решений в условиях от худшего сценария развития событий к лучшему. И при наличии разных вариантов выхода из кризиса уже можно проводить совещание — в идеале ещё до его старта участники должны были получить задание подготовить свои предложения. 

А вот теперь, когда на руках есть большинство кусочков пазла, сложить их помогут 8 известных поговорок и цитат.

1. Одна голова хорошо, а две лучше.

Когда для вас проблема в новинку, есть масса людей, уже побывавших в похожих ситуациях. Кто-то из них принял правильное решение, кто-то неправильное. В любом случае у них есть бесценный опыт, которым можно воспользоваться. Зачем учиться на своих ошибках, если можно на чужих?

Не думайте, что вам не к кому обратиться за советом. Если ваша команда в тупике — посоветуйтесь с друзьями или родственниками. Может, они и не разбираются в конкретном бизнесе, зато имеют большое преимущество перед вами — наличие свежего взгляда со стороны. 

Иногда правильное решение лежит на поверхности и нужно просто его увидеть. А вы не видите, поскольку слишком погружены в проблему. Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии, как говаривал Сергей Есенин.

Неплохо бы получить практические рекомендации экспертов в конкретной отрасли. В этом случае помогает обучение на кейсах и использование готовых антикризисных инструментов от лидеров рынка

2. Утро вечера мудренее. 

Рекомендация из серии «советы бывалых». С волнующей вас мыслью нужно переспать. Очень часто наутро оказывается, что дело не стоит и выеденного яйца, а решение гораздо проще, чем казалось вечером. 

3. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. 

Помните фильм «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли? Там есть сцена, где главный герой пытается приподнять огромный аппарат в душевой. Попытки, само собой, безуспешны: оборудование весит под 100 килограммов, справиться в одиночку невозможно. Тем не менее герой, попыхтев несколько минут, произносит фразу, ставшую культовой: «Ну, я хотя бы попытался».

Как повернётся жизнь, наперёд никому не известно. Шансов порадоваться принятому решению или пожалеть о нём — 50/50. Но если вы даже не попробовали, горечь сожаления будет куда сильнее. Поэтому, если стоит выбор в формате «действие или бездействие», всегда старайтесь выбрать первое. Так вы не упрекнёте себя в том, что даже не пытались.

4. Кто скоро даст, тот дважды даст.

В продолжение предыдущей мудрости. Если что-то уже может сработать в том виде, в каком есть, — запускайтесь. Перфекционизм подождёт, а вы получите информацию для принятия дальнейших решений.

Часто бывает, что идея упирается в согласование текста, цвета, расположения блоков. Например, вместо того, чтобы взять и запустить акцию, руководители отделов маркетинга и продаж сами «допиливают» оффер на лендинге. Знакомо?

5. Не знаешь, как поступить, — поступай по закону. 

Или по совести, кому как нравится. 

6. Что написано пером, не вырубишь топором. 

У вас есть вопрос, который нужно решить. Вы много думаете, взвешивая все за и против. Голова уже распухла от мыслей, а ответ так и не найден? Так освободите мозг и выплесните всё на бумагу. 

Возьмите чистый лист и разделите его на 2 половины. В первой напишите достоинства решения, во второй —  его недостатки. Если какая-то часть будет заметно перевешивать другую, вы наглядно увидите это.

Но здесь нужно понимать, что аргументы могут быть разными по значимости. Одно серьёзное достоинство может с лихвой перекрыть весь список недостатков. Особенно это важно, когда выбор стоит между личными интересами и интересами бизнеса. 

Аргумент «я буду спать спокойно» может запросто перечеркнуть и финансовое благополучие, и статус, и другие вещи. Но это каждый решает для себя сам. 

7. Гнев — худший советчик. 

Как и любые другие эмоции, в том числе и положительные. Именно поэтому в статье мы напоминаем вам о всем известных истинах: в стрессовые моменты они просто вылетают из головы. 

Перед тем как принимать важное решение, нужно успокоиться: «вдо-ох, вы-ы-ы-до-о-х». Тогда включится мозг, а не эмоции. Совмещаем этот метод со вторым способом, чтобы переспать со злополучной мыслью. Если наутро решение не поменяется, значит оно верное.

8. Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывает труп врага.

Это сказал Конфуций, а он знал толк в принятии сложных решений. Суть метода проста, как утюг: если подождать, то решение проблемы может найтись само собой. 

Жизнь не стоит на месте, и всё время появляются новые обстоятельства, хорошие или не очень. В результате: была проблема — нет проблемы.

Наверняка вы уже не раз сталкивались с ситуацией, когда ну вот очень не хочется что-то делать, а потом оказывается, что это никому и не нужно. Иногда стоит доверять интуиции больше. 

А что делать, если найден не один выход, а сразу несколько? Воспользуйтесь системой стратегического планирования по методу RAPID. Она подходит для ситуаций, когда в принятие решений вовлечён широкий круг заинтересованных сторон. 

Буквы в аббревиатуре RAPID обозначают ключевые шаги.

1. R (recommend) ― рекомендовать

Каждый участник команды должен вынести на общий круг обсуждения ряд вариантов решения проблемы. Всем членам рабочей группы необходимо подкрепить свои рекомендации фактами, цифрами и результатами исследований. 

2. A (agree) ― соглашаться

С внесённой гипотезой должны согласиться все члены команды (или хотя бы значимое большинство). Для этого обычно проводят рабочие совещания, активные обсуждения. 

3. P (perform) ― выполнять

Если на втором этапе никаких противоречий не возникло и решение принято, то оно передаётся на исполнение. Важно, чтобы заинтересованные лица осуществляли контроль, а не забывали об отданном приказе сразу после подписания бумаг.

4. I (input) ― «вход»

Получаемые в процессе внедрения данные должны моментально обрабатываться, а курс — координироваться. 

5. D (decide) ― решить

Пункт необходим, если этап «Agree» потерпел неудачу и команда ушла в длительные переговоры. В этом случае:

  • обращаемся к «арбитру» — одному ответственному лицу;
  • расширяем коллегию. Например, приглашаем акционеров, консультантов или работников нижнего звена.

Преимущества RAPID (кроме говорящего названия)

Система даёт возможность всем ключевым работникам участвовать в принятии решений. 

У руководителя больше шансов заручиться поддержкой сотрудников на этапе внедрения, если вовлечь их в процесс обсуждения.

Решения принимаются после тщательного анализа и обсуждения, а это приводит к более качественным и предсказуемым результатам.

Возможность для руководителя вникнуть даже в узконаправленные сферы деятельности компании.

А теперь выведем общую формулу эффективности принятия решений:

полная информация, насколько это возможно + время на обдумывание + взгляд со стороны + поддержка команды.

И да пребудет с нами удача! 

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Менеджмент?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School