ГлавнаяБаза знаний CBSКак общаться с сотрудниками, если в компании нет хороших новостей

Как общаться с сотрудниками, если в компании нет хороших новостей

Дайте опору команде в трудные времена

Когда бизнес попадает в краткосрочную сложную ситуацию — это одно дело. Взбодрились, собрались, бросили все силы на узкие места и пошли дальше. 

А когда кризис становится затяжным, да ещё и в условиях неопределённости, важно выстроить правильные коммуникации с сотрудниками: они, как, собственно, и вся компания, очень нуждаются в поддержке.

И тут самым плохим вариантом станет игра в молчанку — мол, все и так всё понимают. Понимают, да не всё. Не каждый человек в команде имеет доступ к информации уровня стратегической, а потому не видит, что и почему происходит.

Он подмечает, что кого-то увольняют, что, возможно, ему начинают платить меньше или не вовремя, клиенты отказываются от сотрудничества… Поднимается внутренняя паника.

Вы ведь не хотите оказаться на тонущем «Титанике», где все мечутся по палубе и прыгают в бушующие волны в поисках спасения? Тогда дайте опору команде сами.

Если раньше слово «стратегия» воспринималось вами как что-то, чем можно заняться потом, когда будет время, то сейчас оно важно для всех.

Всей организации необходимы ответы на вопросы:

Как сейчас обстоят дела в компании?
Какие у нас перспективы?
Куда мы движемся?
Насколько сильно внешние обстоятельства влияют на нас? 
Насколько я могу быть уверен в компании?

Не стоит вдаваться в детали, как конкретно вы планируете выходить на новые рынки или какие маркетинговые кампании запустите. Но сориентировать своих людей в том, что происходит, — задача первостепенной важности.

«Насколько я могу быть уверен в компании?» — сотрудника нельзя оставлять наедине с этим вопросом! Он не должен самостоятельно искать на него ответ путём анализа разносторонних информационных событий из жизни компании и окружающей обстановки.

Не стоит и держаться за позитив: «У нас всё хорошо, мы в домике». Несмотря на привычность подобного сценария, его сложно назвать эффективным. Во-первых, нет никакой конкретики. Во-вторых, нет никаких действий. То есть у всех кризис, а мы в шоколаде и ничего предпринимать не будем? Так не бывает. 

Выстроить правильную коммуникацию помогут 4 пункта-ориентира:

1. Что произошло?

Прежде всего нужно начать с краткого рассказа о кризисной ситуации. Несмотря на то, что все новостные ресурсы могут гудеть только об этом, всё равно каждый немного по-своему понимает происходящее. 

Цель: единое видение кризисной ситуации.

2. Как это на нас влияет и/или может повлиять?

Вы не должны остановиться только на том, что процитируете общую информацию о кризисной ситуации. Далее вам нужно детально объяснить (обязательно на практических примерах!), как именно эта кризисная ситуация влияет или будет влиять на жизнедеятельность компании.

Цель: единое понимание реальных/возможных последствий.

3. Насколько мы сейчас готовы?

Расскажите, в каком состоянии находится компания и насколько это состояние достаточное, чтобы эффективно выстоять. Желательно также приводить конкретные цифровые показатели: финансовые, экономические, операционные…  

Также немаловажно провести параллель с конкурентами и показать, почему именно они, а не мы покинут рынок в кризис (ну, либо наоборот).

Цель 1: единое понимание о готовности компании противостоять кризисной ситуации. 

Цель 2 (главная): мотивация работать усерднее.

4. Что мы будем предпринимать?

В кризисной ситуации невозможно пассивно наблюдать. Поэтому вы должны презентовать ряд шагов, которые будут предприниматься, чтобы компания как минимум выстояла, а как максимум — снесла конкурентов и выросла. 

И самое важное — ответить на ключевой вопрос сотрудников: «Будут ли сокращения и/или изменение в меньшую сторону заработной платы?»

Если ни сокращений, ни уменьшений ЗП не намечается — расскажите, как именно вы планируете это обеспечить. И это ключевой момент! 

Недостаточно просто сказать: «Сокращений не будет». Важно объяснить, почему и как именно будет сохранено место/зарплата каждого сотрудника.

И такое общение с сотрудниками нужно постоянно. Как вариант — создайте антикризисную команду.

В неё войдут представители всех направлений компании, которые должны будут постоянно анализировать и контролировать определённый перечень жизненно важных показателей (который вы сформируете). 

Если нужно, усильте их компетенции быстрым практическим обучением и антикризисными инструментами лидеров рынка

Также, кроме контроля, им нужно будет разрабатывать решения по улучшению этих показателей, предвидению и последующей нейтрализации возможных рисков. А ещё эта команда будет регулярно отчитываться перед всеми сотрудниками компании и поддерживать нужный коммуникационный ритм, что не позволит другим беспокоиться.

Такая команда будет реальным показателем того, что в вашей компании действительно серьёзно подошли к кризисной ситуации. Каждый сотрудник на своём рабочем месте сможет сконцентрироваться на работе, так как он знает, что антикризисными мерами занимаются и ситуация под контролем.

А это — залог устойчивости бизнеса. 

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Бизнес?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School