Когда бизнесу нужен PR и сколько это стоит

Многие предприниматели продолжают задаваться вопросом: «Зачем тратить деньги на какое-то непонятное направление, когда хороший продукт продает себя сам?». Логично, вот только уникальных предложений единицы, да и о них аудитории кто-то должен рассказать. Важная деталь, о которой стоит обязательно упомянуть: «PR не поможет создать сильный бренд, если клиенты получают товары и услуги плохого качества, зато обязательно поспособствует развитию компании с налаженными внутренними процессами». Проще говоря, PR – ускоритель для вашего бизнеса, а не спасательный круг.

Чего ждать от PR

  1. Роста узнаваемости бренда.
  2. Привлечения новых клиентов и деловых партнеров.
  3. Лояльности действующих клиентов и хорошей репутации на рынке.
  4. Трансляции экспертного мнения в массы.
  5. Информирования аудитории о продукте или услуге.
  6. Выстроенной коммуникации на этапе первого контакта.
  7. Победы над ближайшими конкурентами.

Представители малого и среднего бизнеса часто нагружают PR-специалиста сторонними задачами или выделяют минимальный бюджет на продвижение, вызывающий смех у конкурентов, а потом расстраиваются из-за отсутствия результатов и винят во всем не только конкретного сотрудника, а направление в целом. Такой PR больше напоминает продажи и привязывается к общим показателям эффективности бизнеса. Не забывайте, что PR – это инструмент в руках маркетолога, плодами которого пользуется отдел продаж, а не наоборот.

Переход компании на следующий уровень развития предполагает точечные интеграции, использование разных форматов и каналов, понимание конечной цели и промежуточных этапов, доверие и рекламный бюджет, который не просто берется из головы, а определяется на основе комплексного анализа рынка. К примеру, мониторинг активности конкурентов даст понимание – как они продвигают свой бренд, можно ли использовать их слабые места, чему-то у них поучиться, или что-то позаимствовать, сделав это лучше. Дальше идут фигуры высшего пилотажа, направленные на формирование лояльности действующих клиентов и оптимизацию рекламных расходов.

Отдельно хочу выделить вывод нового продукта на рынок, так как PR бренда напрямую зависит от общей бизнес-стратегии, рекламного бюджета и задач на ближайшее время. В этой ситуации лучше работать над широким охватом и запоминающимися посылами, чтобы максимально быстро рассказать о своем продукте или услуге, проинформировав потенциальных клиентов о преимуществах.

Где искать PR-специалиста

На первом этапе вы можете самостоятельно пиарить свою компанию, если не готовы тратить деньги на привлечение специалиста. Конечно, у вас уйдет больше времени и сил на подготовку материалов, плюс вы не сможете просчитать риски и использовать некоторые форматы, так как не знаете деталей продвижения. Я верю, что при должном желании собственник компании или руководитель сможет взять на себя PR, но как показывает практика, за редким исключением – результаты профессионалов и энтузиастов сильно отличаются.

Забудьте про экономию, если хотите поручить направление одному специалисту. Вчерашние студенты скорее всего растеряются от многообразия задач и уровня ответственности, что в конечном итоге приведет к отрицательному результату, а опытные специалисты попросят хорошую сумму за достижение поставленной цели. До прихода мастеровитого PR-специалиста нужно систематизировать все процессы в компании, чтобы он мог сосредоточиться на своих показателях эффективности.

Какие форматы использовать

Я не буду рассматривать многоканальные истории с большими бюджетами, характерные для крупных брендов, потому что представители малого и среднего бизнеса чаще ищут отправные точки или хотят расширить способы коммуникации с целевой аудиторией. Лучше постепенно наращивать обороты, передвигаясь от доступных многим форматов до масштабных кампаний.

С чего можно начать:

  1. Публикации в СМИ. Напишите о своем профессиональном опыте, расскажите про интересные случаи в работе, методики управления и мотивации коллектива.
  2. Комментарии. Воспользуйтесь сервисом Pressfeed, если нет контактов в СМИ.
  3. Блог. Размещайте в специальном разделе сайта заметки, чек-листы и лайфхаки, ориентируясь на потенциальных клиентов.
  4. Социальные сети. Общайтесь с аудиторией живым языком и не забывайте периодически ставить на продвижение потенциально вирусные посты.
  5. Спецпроекты. Бартерные условия сэкономят вам деньги, а тематическая площадка поможет получить хороший охват. Главное сделать правильный выбор.
  6. Выступления. Не бойтесь рассказывать о своем продукте или услуге со сцены. Живое общение и прямой контакт позволяют добиться лучших результатов.
  7. Email-рассылка. Используйте профильный контент и полученные на выставках контакты для отправки тематических писем. Она должна быть интересной и редкой, чтобы от вас не отписались из-за постоянного спама.

Обязательно анализируйте полученные результаты, а иначе PR бесполезен. У вас могут быть отличные отношения с каким-нибудь редактором, дешевый копирайтер для подготовки текстов, лояльные организаторы непонятной конференции и скидки в паблике, посты в котором собирают не больше пяти лайков и двух комментариев – все это не имеет никакого смысла, если на выходе вы не видите роста брендовых запросов и переходов на сайт.

Сколько стоит PR

Все зависит от ваших задач и возможностей. Нельзя за 1000 рублей обойти конкурента, который годами тратит сотни тысяч на продвижение своего бизнеса. Амбиции и желание побеждать – плюс, оторванность от реальности с ощущением своей исключительности – серьезный минус. Большинство форматов, описанных выше, могут принести желаемое даже при минимальных вложениях. Я распишу примерный порядок цифр по каждому из них:

  1. Публикации в СМИ. Бесплатно, если хорошо пишете сами. Привлечение нормального копирайтера обойдется от 10 000 рублей и выше.
  2. Комментарии. Бесплатно, но с ограничениями – на Pressfeed не больше трех ответов в месяц. За расширение придется заплатить от 3990 рублей за 30 дней.
  3. Блог. Зависит от площадки, где вы будете размещать свой контент. После небольшого обучения и помощи разработчика вы станете сами публиковать материалы.
  4. Социальные сети. Делать посты вы можете самостоятельно, как и определять бюджет на таргетированную рекламу. К примеру, в среднем мы тратим около 3000 рублей на продвижение одной статьи. Подсказки и чек-листы помогут с настройками.
  5. Спецпроекты. Все очень индивидуально. В прошлом году мы размещали серию материалов за 50 000 рублей в одном отраслевом издании, а в начале этого года сделали публикацию на стороннем ресурсе за 20 000 рублей.
  6. Выступления. С познавательным и актуальным докладом – бесплатно, только нужно пройти модерацию, с рекламным лучше не выступать. Платное участие в программе начинается от 20 000 рублей за 15-минутное выступление.
  7. Email-рассылка. Бесплатный аккаунт MailChimp с возможностью отправки до 12 000 писем в месяц на 2 000 подписчиков. Изучите механику и вперед.

Когда ждать результатов

Быстро не бывает ничего хорошего, поэтому стоит набраться терпения и вспомнить про накопительный эффект, если ваша компания планирует проработать больше нескольких месяцев. Разбейте процесс на этапы, присвоив каждому конкретные цели и сроки их выполнения. Как говорится – «Нет KPI и дедлайна – значит, нет задачи».

Анализ ключевых показателей эффективности поможет вам оперативно корректировать курс, следовательно, экономить бюджет и добиваться лучших результатов. Конечно, вы можете запустить взрывной PR, правда вам никто не даст гарантий успеха на долгую дистанцию, плюс придется потратить приличную сумму на разработку и реализацию креативной концепции.

Измерять отдачу от PR нужно месяцами, а дальше все зависит от ваших задач, бюджета, деловых контактов и уровня специалиста, к которому точно придется обратиться, если вы хотите привлекать потенциальных клиентов и развиваться, а не просто радоваться тому, что о вас где-то упомянули и сопроводили заметку маленьким фото.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

сложилось впечатление, что автор всю сознательную деятельность просидел в кабинетном режиме, пора бы и полевой путь отправиться "за орденами". Лучше б взял и поделился успехами по размещению "паблисити", если уж что то захотелось написать.

Редактор, Москва
Евгений Труфанов пишет:
сложилось впечатление, что автор всю сознательную деятельность просидел в кабинетном режиме, пора бы и полевой путь отправиться "за орденами". Лучше б взял и поделился успехами по размещению "паблисити", если уж что то захотелось написать.

Уважаемый Евгений,

А Вы не в курсе, что на Ехе обсуждаются публикации, а не личные качества авторов? Если не в курсе, разрешите Вам напомнить содержание п. 12.3 Декларации Сообщества:

12.3. Стараются не допускать оф-топиков, личной переписки, разжигания конфликтов и личных претензий;

https://www.e-xecutive.ru/pages/declaration

Директор по маркетингу, Москва

Евгений, я поделился теми практическими рекомендациями, которые захотел написать. Соглашаться с ними или нет - решать уже вам. Я бы с удовольствием почитал вашу статью про полевой путь "за орденами" и успехи по размещению "паблисити", если считаете, что это лучше.

Менеджер, Москва

Мои 5 копеек из собственной практики) Чтобы публикации шли в СМИ мало уметь самому хорошо писать или иметь хорошего копирайтера. Надо еще иметь выходы на журналистов, а это уже совсем другая история. Тут без аутсорса вообще не обойтись имхо. Но есть специальные сервисы или агентства, которые помогают выйти в СМИ со своими материалами. Не бесплатно конечно) По стоимости все по-разному, я через PRonline материалы рассылаю, у них от 3000 р. рассылка идет. Это тоже нужно в бюджет закладывать

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.