Офис vs. Удалёнка: кто победит — и что тогда делать

Что важно знать о специфике удаленки работодателям и работникам

На заре пандемии звучало много восторженных предположений о том, что удалённая работа вот-вот захватит мир и станет новой нормальностью. С тех пор одни прогрессивные компании и закоренелые офисные сотрудники добровольно попробовали формат (ощутив все подводные камни), другие — понаблюдали со стороны, и многие были вынуждены хотя бы временно перейти на удалёнку.

В результате перспективы этого формата работы перестали быть такими однозначными. Впрочем, к офису тоже появились вопросы.

Понимание специфики удалёнки поможет работодателям избежать завышенных ожиданий и разочарований, а сотрудникам — напрасных опасений, если внезапно «прогоняют» из офиса. Расскажем также, кому не новый, но модный формат работы показан, а кому перемены, скорее всего, не грозят. 

Почему работодатели за удалённый формат работы

Компании, вынужденные под давлением ситуации отправить сотрудников работать из дома, ощутили и смогли «оцифровать» для себя основные преимущества удалённой работы.

  • Экономия на аренде помещений — включая полную отмену или частичное снижение арендных платежей (за счёт отказа от ненужных помещений); отсутствие необходимости платить коммунальные платежи (или снижение их размера), оплачивать расходы, связанные с содержанием офиса (уборка, дезинфекция, чай-кофе-печеньки).
  • Снижение риска, связанного с распространением коронавируса (включая риск административных штрафов).
  • Более стабильная (с оговорками) работа всех подразделений и служб — в связи с тем, что сотрудники меньше уходят на больничные, а, работая из дома, отказываются от больничных, даже если не полностью здоровы.
  • Более широкий выбор квалифицированных специалистов — благодаря возможности нанимать их не только только в своём регионе, но и по всей стране (даже миру).
  • Экономия на фонде оплаты труда, которая не имеет ничего общего со снижением зарплат. Экономия достигается другими способами: а) оплата за проектную работу и аутсорс; б) оплата за меньшее количество часов (если сотрудник заинтересован в сокращении рабочего дня); в) установление зарплат ниже столичных, если сотрудника наняли не из Москвы.

Все преимущества, перечисленные выше, имеют для компаний двойной вес в связи с коронакризисом, нестабильной и непредсказуемой экономической ситуацией, снижением активности и спроса в некоторых отраслях. 

Полностью или частично перевели сотрудников на удалённую работу многие крупные компании: X5 Retail Group, «Леруа Мерлен», «М.Видео-Эльдорадо», «Магнит» (на удалёнку отправляли сотрудников центральных офисов); «Вымпелком» (сотрудники, занятые в сфере финансов, маркетинга, продаж, HR, IT); банки «Открытие», «Хоум Кредит», ВТБ; компании «Condé Nast Россия», «ВТБ Лизинг», ICL Services, «Газпром».

Почему работодатели против удалённого формата работы

Если прежде, до начала пандемии, о недостатках удалёнки, скорее, догадывались, то теперь они стали более очевидными и наглядными.

  • Не всем сотрудникам хватает мотивации и самодисциплины для качественной удалённой работы. Как следствие, снижается её эффективность. Так, согласно опросу, проведённому аналитическим центром НАФИ в июле 2020 года, 82% работодателей отметили снижение эффективности сотрудников после перехода на удалённый формат работы. Среди сотрудников в ухудшении показателя сознаются лишь 41% опрошенных.
  • Некоторым сотрудникам нормально работать мешают объективные обстоятельства: неудобные рабочие места, нехватка компьютеров и программ, дети и домашние животные, шумные соседи, которые на самоизоляции затевают ремонт.
  • Руководители компаний отмечают снижение так называемой синергии — когда в отсутствие поблизости коллег сокращается количество свежих идей, ухудшается качество мозговых штурмов, исчезает лояльность и корпоративный дух.
  • Из-за нехватки общения у многих сотрудников, особенно ярко выраженных экстравертов, снижается мотивация к работе.
  • Возрастают риски, связанные с нарушением правил конфиденциальности и сетевой безопасности, внутренняя информация компаний слабо защищена.
  • При удалённом формате работы возникают проблемы с коммуникацией. И дело не в нехватке технических инструментов (их, наоборот, много: мессенджеры, платформы для совместной работы и мозговых штурмов, для проведения созвонов и конференций). Проблема, скорее в том, что не всем сотрудникам хватает навыков нормально выражать себя посредством текста, чётко формулировать мысли и идеи.
  • Мало управленцев, способных обеспечить высокое качество работы сотрудников. Далеко не все компании и руководители осознают, что организация удалённой работы требует целого комплекса навыков (асинхронное общение, четкая постановка задач, гибкий контроль, ориентация на результат и многих других), а также знания основ психологии и кибербезопасности. К счастью, всему этому можно научиться — важно лишь правильно выбрать школу и программу.

Столкнувшись с недостатками удалённого формата работы, перечисленными выше, некоторые компании ещё в эпоху «до пандемии» свернули экспериментальные программы, которые позволяли сотрудникам работать из дома. Среди таких компаний были Yahoo и Best Buy в 2013 году, IBM — в 2017. Даже «проводник прогресса» Google вывел часть команды на удалёнку под давлением ситуации, но руководство компании не раз подчеркнуло, что мера эта временная.

Каким отраслям подходит удалённый формат работы

Если ваша компания работает в одной из сфер, перечисленных ниже, или вы — специалист, занятый в этой сфере, будьте готовы: рано или поздно вам предстоит попробовать удалённый формат работы. Это рыночный тренд и во многих случаях залог конкурентоспособности.

Удалёнка — новая (или обновлённая) реальность для следующих сфер и отраслей.

  • IT (программирование, разработка игр и приложений, создание сайтов и многое другое)
  • Консалтинг, маркетинг, интернет-маркетинг
  • Интеллектуальные услуги на аутсорсе (например, бухгалтерские, аудиторские)
  • Реклама и дизайн
  • Юриспруденция
  • Искусство и массмедиа

В каких отраслях и сферах неприменима удалённая работа

Раньше ответ был очевиден.

  • В сферах, где сотрудники должны находиться возле средств производства и ресурсов — промышленность, сельское хозяйство, транспорт, доставка грузов (заказов, товаров). Но футурологи напоминают, что роботизация неизбежна. Речь тут уже идёт не о переходе на удалённую работу, а об обслуживании роботов (правда, в этом случае сотрудникам придётся находиться возле них).
  • В сферах, где для получения прибыли необходимо вживую взаимодействовать с людьми, обслуживать их. К таким сферам можно отнести продажи, обучение, медицину, найм персонала. И вновь реальность опрокидывает ожидания: эти сферы уже адаптировались к удалённой работе. Мы наблюдаем бум онлайн-коммерции, онлайн-образования, развивается телемедицина, всё чаще собеседования назначают и проводят по скайпу.
  • В сферах, где не обойтись без бумажного документооборота, — но таких всё меньше, ведь распространена цифровая подпись, и появляются платформы электронного документооборота.

Даже в отраслях и сферах, где полный переход на удалённый формат работы невозможен, компании и работодатели рассматривают этот вариант для обслуживающих подразделений: бухгалтерии, финансовых и аналитических служб, колл-центров, закупщиков, технической поддержки.

Почему вашей компании стоит попробовать удалёнку

Очевидный ответ — это один из способов выживания в среде, враждебной сейчас к малым и средним предприятиям, которые не могут рассчитывать на господдержку.

Неочевидный же ответ заключается в том, что больше половины сотрудников готовы попробовать формат удалённой работы, а 20-25% способны не просто работать в нём эффективно, но и приносить лучшие результаты, испытывая при этом большую удовлетворённость работой (и благодарность компании, которая принимает, учитывает их личностные особенности).

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School