3 компетенции руководителя, без которых у бизнеса нет будущего

В свете тех изменений в бизнесе (VUCA, ESG, diversity) и обществе (общее снижение агрессии, рост продолжительности жизни), что произошли в XXI веке, вполне логично, что и лидер должен измениться, а значит, должны измениться и компетенции руководителя бизнеса. Те компетенции, что еще недавно считались критически важными для лидера/руководителя – агрессивность, напористость, харизматичность – теперь уже не вписываются в новые условия и становятся преградой для достижения бизнесом долгосрочных результатов в XXI веке.

В статье «Как изменились принципы бизнеса в XXI веке: 4 трансформации» я выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса:

  1. Ресурсы бесконечны и неограничены.
  2. Не конкурируй с другими, найди своего клиента.
  3. Разнообразие и мягкая иерархия – основа бизнеса.
  4. Руководитель и команда – это партнеры в поиске лучшего решения.

Именно на этих 4 принципах и будет строиться система компетенций руководителя нового времени. Конечно, эти принципы ведения бизнеса еще не стали общепринятыми во всех отраслях, для этого потребуется время, но главное направление трансформации бизнеса уже понятно. И чем быстрее бизнес перейдет на адекватную внешней среде систему, тем более эффективным, а значит прибыльным он будет. А поскольку принципы ведения бизнеса определяются той корпоративной культурой, что построил руководитель, то его роль в перестройке бизнеса из прошлого в бизнес будущего является определяющей. 

Я выделил 3 ключевые компетенции руководителя, которые максимально важны для перехода бизнеса на современный уровень.

1. Не быть агрессивным

На первый взгляд, может показаться странным выбирать психологическую характеристику человека в качестве компетенции руководителя. Но в современном мире, где идет отказ бизнеса от идеи ограниченности ресурсов и, как следствие, отказ от жесткой конкуренции с другими бизнесами, а значит переход на поиск лучшего предложения для клиента (причем предложения, удовлетворяющего высшие потребности клиента: уважение и самореализацию), становится неактуальной прежняя модель лидера как агрессивного харизматика, который не останавливается ни перед чем в достижении своей цели.

Быть жестким, быть агрессивным – уже не плюс для руководителя, а фактор, снижающий его эффективность, как руководителя. Почему это так происходит?

Дело в том, что агрессия руководителя негативно влияет на два направления: на внутреннего клиента (сотрудника) и на внешнего клиента (покупателя).

Агрессия руководителя на сотрудника неэффективна, поскольку переводит работника в эго-состояние «Ребенок» (по Эрику Берну), то есть делает их подчиняемыми и неинициативными, что естественно, сказывается на их эффективности. Да, они становятся исполнителями, пусть даже очень хорошими, но в современном бизнесе ценность сотрудника не в исполнительности, а в его способности генерировать решения и быстро реагировать на проблемы. Сделать этого сотрудник в эго-состоянии «Ребенок» не может по определению.

Кстати, именно поэтому штраф как инструмент агрессивного управления абсолютно неэффективен – он блокирует инициативу сотрудников. И поэтому очень легко определить к какому веку относится бизнес, к XX, где есть целая система штрафов, или к XXI, где штраф присутствует только как исключительная мера.

На внешнем клиенте агрессия руководителя тоже сказывается негативно, поскольку агрессивный руководитель, как правило, хочет получить быстрый результат, что выражается в агрессивном маркетинге (провоцирующем в клиентах низшие потребности), манипуляции при продажах и часто в отвратительном клиентском сервисе, постпродажное обслуживание, как основа лояльности клиентов бывает на низком уровне.

Таким образом, агрессивный руководитель строит бизнес, который лишен конкурентных преимуществ бизнеса XXI века, где главные ценности: вовлеченные инициативные сотрудники и лояльные клиенты.

2. Модератор, а не генератор

Понятие «высокоэффективная команда» – это детище XXI века, когда стало понятно, что в условиях VUCA, постоянной изменчивости и непредсказуемости мира бизнеса, прежняя система: «Один руководитель и команда исполнителей», где только руководитель был генератором идей, больше не работает.

Нельзя в ситуации постоянных изменений поставить выживание бизнеса в зависимость от одного человека, от его способности реагировать и оперативно принимать правильные решение, человека с такими способностями просто нет, но есть команда, которая может при принятии решений использовать потенциал не одного руководителя, а потенциал всех ее участников.

Именно поэтому одна из главных компетенций руководителя будущего – это его способность быть хорошим модератором, чтобы использовать потенциал сотрудников команды максимально эффективно. Модератор-руководитель не предлагает готовых идей, которые его команда должна исполнить, он помогает команде эти идеи генерировать, повышая вероятность появления по-настоящему интересных мыслей.

Высокоэффективная команда – это команда, которая свободна в движении информации на всех ее уровнях, свободна от боязни ошибок, потому что ошибка, как правило, исправляется быстро и на них команда учится, такая команда не боится проблем, потому что проблема для таких команд – это интересная ситуация, которая дает реализовать новые возможности.

Именно такая команда основа эффективного бизнеса нового времени, но создать ее может только руководитель-модератор.

3. Высокий уровень эмоционального интеллекта

Хорошо развитый эмоциональный интеллект обязателен для руководителей нашего времени по двум причинам.

Первая причина в том, что эмоциональный интеллект позволяет руководителю быть более человекоориентированным, а в условиях, когда главная ценность компании определятся уровнем ее сотрудников, способность руководителя правильно работать с людьми становится условием, определяющим эффективность бизнеса.

Умение выстроить мотивацию и особенно самою важную ее часть – нематериальную, определяется именно эмоциональным интеллектом. Нематериальная мотивация отвечает за высшие потребности человека (уважение и самореализацию), а значит позволяет достигать неограниченных возможностей сотрудниками за счет развития креативности и инициативности.

Умение выстроить партнерские отношения в команде и настроить всех на конструктивный деловой лад – за это тоже отвечает эмоциональный интеллект руководителя. Ведь руководитель с развитым эмоциональным интеллектом понимает, что реализация его личных амбиций происходит только посредством достижений его команды и поэтому вкладывает необходимые ресурсы в развитие команды.

Вторая причина ценности эмоционального интеллекта руководителя – принятие разнообразия мира. Мир перестает быть замкнутым в рамках одной страны, расы, веры, ориентации, и не учитывать это разнообразие, значит терять возможности для бизнеса, не расширяя круг своих сотрудников и клиентов.

Умение быть про дело, а не про установки из прошлого века и есть ключевая компетенция современного руководителя, и именно эту компетенцию помогает развивать эмоциональный интеллект. Быть нетолерантным, консервативным в XXI веке – значит терять клиентов и партнеров по бизнесу.

Эмоциональный интеллект позволяет руководителю правильно реализовать принцип «Ничего личного, только бизнес», разделяя личное и деловое.

Я выделил три компетенции руководителя будущего, которые максимально соответствуют новой реальности бизнеса и жизни, также, что важно, эти три компетенции могут быть развиты независимо от того, какие изначально у руководителя были способности по ним, главное – это желание руководителя меняться, развиваться и становиться лидером будущего.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дизайнер, Москва

Это все хорошо. Только послушает-прочитает эту статью какой-нибудь начальник старой закалки, коих у нас подавляющее большинство, и пошлет все это... И скажет, что ресурсы небезграничны (и будет прав абсолютно), рынок не может сущствовать без конкуренции, поэтому конкурент всегда найдется - не ты к нему, так он к тебе. Так что "Даешь!".
Разнообразие и мягкая иерархия... Ну, бригадир дядя Вася только крякнул и усмехнулся...
"Партнеры"... До тех пор пока у нас повсеместно не исчезнет принцип "разделяй и властвуй", этого не ждать.
Все хорошо, мечтательно, но слишком идеализировано.

Руководитель, Москва

1. Не быть агрессивным

Это не компетенция, это состояние.. 

Руководитель, Москва

выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса: 1.Ресурсы бесконечны и неограничены.

Этот принцип, сейчас особенно, наиболее разрушителен и не референтен  реальности.. 

Руководитель проекта, Москва
Андрей Бровко пишет:

Это все хорошо. Только послушает-прочитает эту статью какой-нибудь начальник старой закалки, коих у нас подавляющее большинство, и пошлет все это... И скажет, что ресурсы небезграничны (и будет прав абсолютно), рынок не может сущствовать без конкуренции, поэтому конкурент всегда найдется - не ты к нему, так он к тебе. Так что "Даешь!".
Разнообразие и мягкая иерархия... Ну, бригадир дядя Вася только крякнул и усмехнулся...
"Партнеры"... До тех пор пока у нас повсеместно не исчезнет принцип "разделяй и властвуй", этого не ждать.
Все хорошо, мечтательно, но слишком идеализировано.

Так статья и не для них, для этих старорежимных начальников и дядей Васей написана, зачем ориентироваться на то, что уже отжило.

Не хотят они работать по-другому, значит рынок их просто напросто выкинет. Никто никого в будущее тащить насильно не будет, каждый сам выбирает каким ему быть.

Ну, а если руководитель хочет быть на рынке и завтра, то и Партнёрские отношения и мягкая иерархии, то бишь Agile, ему в руки и в голову. 

Руководитель проекта, Москва
Максим Часовиков пишет:

1. Не быть агрессивным

Это не компетенция, это состояние.. 

Согласен раньше "не быть агрессивным" - это было индивидуальное качество, состояние человека, теперь же - это ключевая компетенция современного руководителя.

Современному руководителю "не быть агрессивным" - это уже не вопрос выбора или настроения, это парадигма поведения, как в отношениях с внешним миром, так и с внутренними клиентами. Весь стандарт ESG как раз про эту компетенцию "не быть агрессивным". 

Генеральный директор, Москва

мягкая иерархии, то бишь Agile

Можно ли попросить автора пояснить, что он имеет в виду?

 

 

 

Руководитель, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Весь стандарт ESG

Его уже утвердили как стандарт? Кем он утвержден? Пока ИМХО, это намерения.. 

Руководитель, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Согласен раньше "не быть агрессивным" - это было индивидуальное качество, состояние человека, теперь же - это ключевая компетенция современного руководителя.

я бы сказал, и это более глубоко, сейчас важно быть разным:
1. Знать что я хочу
2. Знать каким я могу быть и что такого я могу сделать из разных состояний
3. Мочь быть разным
4. свободно выбирать между разными состояниями, в зависимости от того, что мне кажется наиболее рефернтным именно в этой ситуации.. 

 

При этом плохо, когда становишься агресивным и этого не понимаешь. И плохо, когда понимашь, что стал агрессивным и не можешь быть другим.. Хорошо, когда знаешь, что быть агресивным сейчас тебе нужно, знаешь для чего и знаешь, что можешь из этого состояния выйти.. 

Руководитель проекта, Москва
Максим Часовиков пишет:

выделил 4 основных, на мой взгляд, принципа бизнеса: 1.Ресурсы бесконечны и неограничены.

Этот принцип, сейчас особенно, наиболее разрушителен и не референтен  реальности.. 

Весь бизнес прошлого был основан на идее, что ресурс рынка конечен и поэтому тот кто не победил/убил конкурентов, тот проиграл. Именно из-за этого агрессивный стиль управления и жестокие переговоры воспринимались бизнесом, как единственно верный вариант взаимодействия с внешним миром.

Теперь, при парадигме бизнеса, что рынок не ограничен и ресурсов клиентов хватит на всех, больше не надо пытаться победить/убить конкурентов, теперь цель бизнеса найти своего клиента из множества вариантов и предложить ему свою продукцию/услугу.

Естественно, когда я говорю про ресурсы, я не имею ввиду экологию и природные ресурсы, это же очевидные вещи, которые даже странно обсуждать. 

Руководитель, Украина

100% верно написано! Понимают некоторые иначе, но это проблема не автора.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.