Почему нельзя оказывать услуги без договора, и что в нем прописывать

Благодаря социальным сетям цикл продаж стал короче. Можно увидеть в Instagram сумку ручной работы, тут же списаться с продавцом и заказать товар. С заказом услуг то же самое. Разбор гардероба, финансовое моделирование, консультация психолога — все это можно не только заказать, но и получить онлайн. 

Заказчик хочет получить результат, исполнитель — получить деньги. Велик соблазн сделать все немедленно, не тратить время на подписание бумаг. Особенно, когда услуги оказываются онлайн.

В отличие от работ, результат оказания услуг не имеет конкретного материального выражения. Кроме того, заказчику здесь важен не только результат, но и процесс оказания услуги – сама деятельность исполнителя.

Действительно, не каждая услуга предусматривает оформление письменного договора. Бывает, что он не нужен. 

Никто не ждет, что перед стрижкой клиент предложит парикмахеру подписать договор на нескольких листах с установлением прав, обязанностей и ответственности сторон. Договор здесь считается автоматически заключенным, когда клиент сел в кресло к парикмахеру, то есть согласился с его условиями. Информация об этом доступна клиенту еще до процесса оказания и получения услуги — это требование Закона о защите прав потребителей. 

Когда нужен договор?

Другое дело, когда речь идет о более дорогостоящих, сложносоставных и растянутых во времени услугах — когда договоренность и ее исполнение совершаются не одновременно. 

В таких ситуациях оформление договора — необходимость. Обе стороны должны понимать круг обязанностей при оказании услуги и ответственность за их неисполнение. 

Руководитель малого бизнеса решил навести порядок в финансах. Нашел специалиста по финучету, озвучил запрос: нужны рабочие формы для финансовой отчетности. В таком случае в договоре лучше прямо прописать, какие виды отчетов нужны: движение денежных средств, отчет о прибылях и убытках, баланс и т.д. Ни одна из сторон договора не должна думать за другую: заказчику лучше сразу озвучить ожидания, чтобы исполнитель не гадал, что у него в голове. 

Кому и зачем нужен договор? 

Договор нужен обеим сторонам.

  • Заказчику в договоре важно описать, что он требует от исполнителя и в какие сроки, какого качества должны быть оказаны услуги и за какую стоимость.
  • Исполнителю проще опираться на требования заказчика, когда они прописаны в договоре. 

Отсутствие договора может повлечь такие неприятные последствия, как: 

  • Утрата заказчиком внесенного аванса — не ясно, за что заплачены деньги.
  • Неполучение исполнителем оплаты за оказанные услуги — заказчик может сказать, что лишь выражал свои пожелания, а не делал конкретный заказ, и ссылаться на то, что исполнитель неправильно все понял.
  • Получение не того результата, на который рассчитывал заказчик. 

Что проверить перед заключением договора?

Убедитесь, что заключаете договор с тем, с кем планируете работать.

  • Если это ИП — проверьте паспорт и регистрацию в качестве предпринимателя (свидетельство). 
  • Если это юридическое лицо — посмотрите выписку из единого государственного реестра (можно скачать с официального сайта Федеральной налоговой службы: egrul.nalog.ru), проверьте паспорт лица, подписывающего договор от имени компании. Он должен быть указан в выписке как лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица. Если нет, попросите копию доверенности. 

Что обязательно должно быть прописано в договоре? 

Обязательное условие договора об оказании услуг — предмет. Пропишите предельно понятно, что должен сделать исполнитель для заказчика.

Договор заключается не для ситуаций, когда все складывается хорошо — тогда о нем и вспоминать никто не будет. Договор нужен, когда возникают конфликты и непонимание между сторонами. Разрешение споров может дойти и до суда. И судье должно быть понятно, что имели в виду стороны при заключении договора. 

В интересах сторон согласуйте в договоре:

  • цену и порядок оплаты;
  • сроки оказания услуг;
  • особенности оказания услуг, исходя из их содержания и требований заказчика; 
  • в требованиях недостаточно написать «услуги надлежащего качества и в полном объеме», лучше указать конкретный перечень, критерии качества, количественные показатели и т.д.;
  • необходимое содействие заказчика, предоставление информации исполнителю;
  • условия, при которых услуги будут считаться оказанными;
  • права сторон на отказ от договора;
  • особые условия об ответственности за нарушение договора;
  • последствия наступления чрезвычайных обстоятельств;
  • порядок разрешения споров. 

Как заключить договор?

Стороны вправе сами решить, в каком случае договор считается заключенным. Традиционная практика — обмен бумажными оригиналами. Оригинал договора может быть и электронным, подписанным электронными подписями сторон. 

Полноценной альтернативой является подписание договора по электронной почте. Такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Для этого в документе лучше согласовать юридически значимые адреса электронной почты сторон и именно с этих адресов отправлять сканированные и подписанные договоры. 

Таким образом, договор может быть заключен путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными. Главное – возможность воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки и установить, что документ исходит именно от стороны договора.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.