ГлавнаяБаза знаний CBSЛовушка компетентности: как в неё не попасть

Ловушка компетентности: как в неё не попасть

Устраняем препятствия на пути к развитию

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Опытные сотрудники ценятся на рынке труда и в своих компаниях. Конечно, всегда проще работать с человеком, который достиг высоких результатов в своей сфере, чем долго обучать новичка.

Успешные кейсы, весомые проценты повышения показателей — доказательства компетенций, которые помогают обойти конкурентов-соискателей. Однако если у вас есть серьёзный профессиональный бэкграунд, стоит задать себе вопрос: 

— А когда в последний раз я узнал что-то новое в своей сфере? 

Нам всем нравится заниматься тем, что мы умеем делать хорошо. Но если что-то получается раз за разом, то переходит в режим «автопилота». 

Глубокая специализация, помноженная на перфекционизм, мешает стать сильным лидером, потому что вы, скорее всего, не умеете и не хотите учиться делегировать полномочия, — считает профессор INSEAD Эрминия Ибарра, автор книги «Действуй как лидер, думай как лидер».

Каждый год мы можем наблюдать за крахом компаний, которые когда-то были безусловными лидерами, но, к сожалению, прозевали появление новых прорывных технологий. 

Вспомнить хотя бы Nokia или Chrysler. Они, как и многие другие, попали в ловушку компетентности.

О, как же я хорош! 

Никто не выполнит вашу работу лучше. У вас есть знания, навык и опыт, которые делают вас незаменимым. Вы уникальный специалист. Если это так — карьера в опасности. 

Доведение стандартных рабочих обязанностей до совершенства вытесняет наше участие в деятельности, более важной со стратегической точки зрения. 

Менеджеры разного уровня часто уделяют слишком большое внимание своим сильным сторонам. Они полагают, что подход, который помог добиться успеха в прошлом, обязательно обеспечит такие же успехи в будущем. 

В конечном счёте мы попадём в созданную нами же самими ловушку: отточенные до совершенства действия перестают соответствовать требованиям изменившейся ситуации.

Ловушка компетентности — это тот самый случай, когда достигнутый значимый профессиональный уровень начинает превращаться в памятник самому себе и активно вредить дальнейшему развитию. 

4 этапа развития компетентности 

Профессионализм каждого человека повышается за 4 этапа. 

Поначалу непонятно, куда двигаться, какие навыки и знания вам необходимы.

Как только вы сталкиваетесь с новыми вызовами и задачами, то перемещаетесь на вторую ступень. Вы понимаете, сколькому ещё предстоит научиться, активно набираетесь опыта, становитесь квалифицированным специалистом.

Со временем появляется уверенность в себе, своих знаниях и навыках, которая подкрепляется успешными результатами. Вы становитесь автономны и решительны, знаете себе цену. Вас любят и уважают окружающие. 

И вот тут многие начинают почивать на лаврах и попадают в ловушку компетентности в разных её разновидностях.

Синдромы «звёздной болезни»

1. Безоговорочная уверенность в собственных знаниях

Человек отказывается экспериментировать с новыми подходами, рисковать и выходить за рамки привычного. Кроме того, со временем специалист теряет способность адаптироваться.

2. Нежелание обучаться

Вам всё реже попадается что-то действительно новое и интересное из области компетенций. Да и сама необходимость обучения со временем тоже снижается, так как приходится выполнять однотипные функции.

3. Уклонение от незнакомых задач

Вы неуверенно чувствуете себя в сферах, которые даются сложнее. На такие задачи уходит больше времени, а терять его ох как не хочется. 

4. Иллюзия стабильности

Несмотря на удовольствие от успешно решённых задач, человеку необходим вызов знаниям и опыту. Лишь в этом случае можно войти в состояние «потока», описанное американским психологом Михайем Чиксентмихайи как «оптимальное переживание».

Как обойти ловушку компетенции 

Не хотим показаться банальными, но, похоже, совет «выйти из зоны комфорта»— единственно возможный. 

Когда вы достигли высокого уровня профессионализма, нужно искать пути дальнейшего движения:

  • брать на себя новые задачи;
  • развиваться в смежных областях: повышать квалификацию или получать бизнес-образование;
  • регулярно менять специфику проектов или даже компании.

На первый взгляд такая рекомендация может показаться абсурдной:  зачем что-то менять, если всё хорошо?

На самом деле решение разнообразных и более сложных задач приносит человеку намного больше удовольствия, чем ежедневная, пусть и успешная, рутина. 

И если вам нужна дополнительная мотивация, чтобы двигаться дальше, — можем порекомендовать ещё одну статью из нашей Базы знаний в помощь

А теперь вернёмся к вопросу, с которого начали:

— Когда вы в последний раз узнавали что-то новое в своей сфере?

Ждём ответов в комментариях. 

Автор: Ирина Иткинд

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Карьера?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School