Что суперпродуктивные люди делают иначе: 7 инсайтов по итогам опросов

Cверхэффективные люди подходят к работе иначе, чем среднестатистическое большинство

Помните мем? «У вас столько же часов в сутках, сколько у Илона Маска / Билла Гейтса / Бейонсе (нужное подчеркнуть)». Вряд ли мем помог кому-то стать продуктивнее, но идею это не портит: возможно, сверхэффективные люди и правда подходят к работе иначе, чем среднестатистическое большинство.

Лучший способ это выяснить — спросить их самих, чем и занялась доктор психологии Аманта Имбер, эксперт в области поведенческой психологии, основатель консалтингового агентства Inventium и автор подкаста How I Work. Она поговорила с успешными предпринимателями, популярными музыкантами и актёрами об их распорядке дня, ритуалах, лайфхаках и сформулировала четыре основных принципа суперпродуктивной работы. А мы добавили ещё несколько.

Группируйте встречи

Лайфхак, связанный с проверкой почты в выделенные под эту задачу временные слоты, известен давно. Если вы проверяете сообщения не чаще 2-3 раз в день, вы едва ли упускаете что-то по-настоящему срочное/важное, но в остальные часы мигающий конвертик в углу рабочего стола не отвлекает вас от сосредоточенной работы.

Суперпродуктивные люди пошли дальше: они группируют звонки и встречи — как «живые», так и виртуальные. Это, скорее всего, интуитивное решение, но учёные нашли для него обоснование. Так, исследователи из Университета Огайо выяснили в 2018 году, что в течение 1-2 часов до назначенной встречи мы на 22% менее эффективны, чем в те отрезки времени и дни, когда никаких встреч не запланировано.

Вспомните, что вы обычно делаете перед планеркой в Zoom или предстоящей личной беседой с непосредственным руководителем? Скорее всего, думаете о том, что скажете, записываете вопросы для обсуждения или репетируете презентацию. Трудно работать «в потоке» (и даже попасть в него!), когда знаете, что совсем скоро будет продолжительный перерыв.

Если позволяет ситуация, придерживайтесь правила о «комбо»-встречах. Например, назначайте все на первую половину дня, закладывая запас времени на проверку срочных сообщений и входящих звонков. А вторую половину дня оставляйте для вдумчивой работы, творческих задач и мозговых штурмов.

Перестаньте использовать мышь

Вам некогда запоминать комбинации клавиш? Давайте копнём глубже.

Исследование американской компании Brainscape, проведённое ещё в далеком 2012 году, показало, что большинство людей теряют в среднем 2 секунды в минуту работы, используя мышь вместо горячих клавиш. Это 8 дней в году!

Изучить горячие клавиши полезно не только ради экономии времени. Не отвлекаясь на перемещения мыши, вы не нарушаете поток мыслей, идеи не проскакивают мимо, структуры и концепции выстраиваются проще.

Как стать продуктивнее?

  • Откройте в Google-документах подсказку о горячих клавишах с помощью комбинации Ctrl + / (на Windows) или Cmd + / (на Mac).
  • Выпишите от руки на листе бумаги «шпаргалку» с 3 горячими клавишами, которыми вы пока не пользуетесь — но могли бы, с большой пользой. Листок держите перед глазами во время работы.
  • Спустя 1-2 недели, когда комбинации клавиш прочно осядут в голове — обновите шпаргалку.

Подталкивайте себя к «правильному» поведению

Небольшие изменения в поведении и привычках обычно приводят к самым заметным положительным сдвигам.

Если проснувшись, вы протягиваете руку, и на тумбочке лежит электронная книга, — первые 20 минут после пробуждения вы будете читать. Но если на книге лежит смартфон, то, скорее всего, — приметесь скроллить ленту соцсетей или проверять сообщения в мессенджерах.

Другими словами, подумайте о том, какие привычки вы хотите изменить или внедрить. А затем критически оцените окружение и контекст, которые влияют на ваше поведение. Например:

  • если трудно сосредоточиться — переведите смартфон в режим полёта или выключите его;
  • если хотите читать больше — положите стопку книг в каждой комнате;
  • если стремитесь есть больше здоровой пищи — спрячьте сладости под яблоками в вазе с фруктами;
  • если соцсети отнимают слишком много вашего времени — удалите приложения со смартфона (оставив только десктопные версии).

И никаких сверхусилий! Это залог того, что привычка быстро и без срывов станет «родной».

Относитесь к работе, как к искусству

У суперпродуктивных людей нет работы. Все они — творцы, даже те, кто работают бухгалтерам, финансистами, вебмастерами или юристами. Они верят в ценность работы, которую выполняют, и отдаются ей полностью. Даже утратив интерес или добившись отличных результатов (например, успешно завершив проект), такие люди целенаправленно ищут или создают себе новую задачу, бросают себе вызов. А в «пересменках» — активно учатся, пополняя багаж знаний в новых и смежных направлениях, например, в сфере digital

Читайте вслух то, что написали

Все мы немного писатели. Многие наши успехи на работе или в учёбе отчасти определяются тем, насколько хорошо мы умеем формулировать и доносить свои мысли по электронной почте, в отчётах, презентациях, профессиональных / экспертных статьях.

Читайте вслух всё значимое, что пишете. Процесс кажется нудным, но именно на слух проще «выцепить» неуклюжие фразы и канцелярит (бюрократический стиль текста). Вы скорее найдёте предложения, которые не несут пользы и смысла, и замените всё перечисленное на простой, понятный язык, найдёте оптимальный ритм звучания текста, а ваш стиль письма станет более чётким, лаконичным и, в конечном счете, эффективным.

Учитесь «в полях» — на практике и собственном опыте

Можно долго и безрезультатно обсуждать и теоретизировать. Но суперпродуктивные люди действуют, снова и снова ошибаются — и каждый раз учатся на своих ошибках. Они предпочитают быструю проверку гипотез встречам и переговорам.

Пока большинство «изучают» и мечтают о свершениях — суперпродуктивные люди делают и получают результаты. Даже учёбу они предпочитают интенсивную и практико-ориентированную, с максимальным количеством учебных задач, мозговых штурмов и кейсов.

Отпускайте то, что не работает

«Огромные преимущества получают те, у кого хватает смелости вовремя остановиться и перенаправить свои усилия на что-то новое», — говорит автор книг-бестселлеров и серийный предприниматель Сет Годин.

Суперпродуктивные люди понимают концепцию невозвратных затрат (англ. sunk costs — издержки, понесённые в результате решений, принятых в прошлом, которые невозможно отменить, изменить и которые не должны влиять на будущие решения). Когда что-то не работает, продуктивные люди бросают это и двигаются дальше, тогда как большинство сожалеет о потраченном времени или деньгах и упрямо продолжает попытки спасти Титаник, половина которого уже под водой.

***

Быть продуктивным не значит делать больше. Это значит делать рациональнее, с большей отдачей при меньших вложениях, при этом двигаться в ту сторону, куда вам нужно в длительной перспективе. Инвестируйте своё время в стратегии, которые для многих амбициозных людей сработали, — и будете получать максимум от своего рабочего и личного времени.

Автор: Елена Тимофеева

MBA образование от CBS
Знания, необходимые для эффективного управления бизнесом
Выбрать программу
MBA образование от CBS
Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Личная эффективность?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School

Заявка на консультацию
по программам обучения

Вводный MBA
Бесплатный четырехчасовой курс для карьерного роста
Узнать подробнее
Вводный MBA

Хотите получать статьи по теме Личная эффективность?

Подпишитесь на наш еженедельный дайджест
Спасибо за подписку!

Ожидайте писем от City Business School